Пил водку и расчленял тело аспирантки
Следственный комитет расследует дело в отношении 63-летнего доцента Санкт-Петербургского государственного университета Олега Соколова, подозреваемого в жестоком убийстве 24-летней аспирантки. Мужчина уже оформил явку с повинной и написал чистосердечное признание, сообщил его адвокат ТАСС.
«Если и имело место такое страшное преступление, в котором признался мой подзащитный, то оно, несомненно, было совершено под влиянием сильных факторов, возможно, состояния патологического опьянения или аффекта», — заявил защитник подозреваемого Александр Почуев.
Сам Соколов сейчас находится в Мариинской больнице, куда он был госпитализирован с диагнозом «переохлаждение». Как сообщает петербургское издание 47 News, в стенах больницы он начал давать признательные показания.
Так, по его словам, 7 ноября между ним и аспиранткой Анастасией Ещенко, с которой они состояли в романтических отношениях, вспыхнула ссора. Выйдя из себя, он застрелил ее из мелкокалиберного обреза в своей квартире, расположенной на Набережной Мойки, 82. По предварительным данным, мотивом убийства могло стать неприязненное отношение Ещенко к двум его дочерям.
При этом избавиться от тела историк решился не сразу. По данным портала, на следующий день он даже принимал у себя гостей, которые не подозревали о спрятанном в квартире трупе.
На следующий день Соколов решил избавиться от тела, расчленив его пилой. В процессе ему периодически становилось плохо, поэтому он пил водку. Убийца разложил ноги и руки Ещенко в сумки и отправился к реке Мойке, оставив в квартире тело и отрезанную голову жертвы. Позже, во время обысков, их обнаружили правоохранители.
По версии 47 News, Соколов был настолько пьян, что, бросая одну из сумок, не рассчитал силы и упал в воду. Его заметил проезжавший мимо таксист, который и вызвал спасателей.
Фрагменты тела аспирантки, которые Олег Соколов успел выбросить в Мойку, на протяжении всего дня искали специалисты поисково-спасательной службы. Об этом РИА «Новости» сообщили в пресс-службе городского комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности.
«На темное время суток работы остановлены. Если завтра поступит заявка, то работы продолжатся», — уточнили в комитете.
«Он стал кричать на меня на французском»
По словам самого Соколова, после убийства аспирантки он собирался покончить с собой. Сделать это доцент планировал в мундире своего кумира Наполеона Бонапарта на глазах у туристов в Петропавловской крепости.
О трепетном отношении Соколова к Наполеону «Газете.Ru» рассказала одна из его студенток Алина Ампелонская. По ее словам, что убитая Ещенко работала вместе с ним над рядом публикаций об императоре. Они занимались военно-историческими реконструкциями времен Бонапарта, организатором которых являлся профессор.
По словам Ампелонской, по факультету ходили слухи об отношениях аспирантки и профессора: «Слухи были. Вроде бы и знали все, но в открытую это не обсуждалось».
По словам девушки, Соколов часто срывался на студентов. Кричал он на них в основном на французском языке.
«Соколов у меня преподавал курс общей истории – тогда он мне нравился как лектор, но с ним было очень тяжело иметь контакты даже на самом нейтральном уровне преподаватель-студент. Например, на одном из экзаменов он сначала задал мне вопрос, а потом, все больше распаляясь, стал кричать на меня на французском. Я была в шоке, а потом узнала, что он и на лекциях на студентов часто кричал», — сообщила девушка «Газете.Ru».
Ампелонская также отметила, что за последние несколько лет в университете было несколько конфликтов с участием Соколова.
«Был случай, когда по его указанию насильно вывели из аудитории студента, который задал ему «неудобный» вопрос. В основном, он нравился всем как лектор, но после множества скандалов исторический факультет разделился на тех, кто его поддерживал, и тех, кто относился негативно», — отметила студентка.
Убитая Ещенко относилась как раз к тем студентам, для которых Соколов был «Сиром» — по аналогии с обращением, которое использовали подданные Бонапарта. Сама девушка вызывала у других студентов, знакомых с ней, исключительно положительные эмоции.
«С Настей я не общалась последние пару лет, до этого мы вместе занимались в театральном кружке. Я знаю только, что в последнее время она очень серьезно занималась наукой. Очень добрая и открытая девушка, всегда готовая прийти на помощь тем, против кого настроен коллектив. Это очень редкое качество», — рассказала Ампелонская.
«Об отношениях Ещенко и Соколова знали все»
Отметим, что ранее 63-летний историк Соколов уже оказывался в центре скандала, связанного с избиением студентки, с которой он также состоял в романтических отношениях. Так, в мае 2018 года «Московский комсомолец» анонимно публиковал рассказал девушки о садистском нападении на нее 10 лет назад – тогда она только переехала в Москву и стала любовницей своего преподавателя.
Отношения складывались не гладко, поэтому в определенный момент студентка решила их прервать. Однако Соколов не дал ей уйти спокойно и напал, когда та приехала забирать вещи. По словам пострадавшей, он привязал ее к стулу и стал угрожать горячим утюгом.
«Он поднес его к моему лицу, так что я ощущала исходящий от него жар, и стал угрожать, что изуродует меня на всю жизнь. После чего стал методично избивать меня по лицу, голове, наносил удары в грудь и живот, — писала девушка в своем заявлении в полицию. — На все мои мольбы остановиться и одуматься, он только еще сильнее бил меня и угрожал, что убьет, а труп закопает на ближайшей стройке, где меня вряд ли найдут».
Спустя час Соколов отпустил свою жертву и больше не появлялся в ее жизни, однако рассказать о случившемся она не решалась, опасаясь влиятельных связей экс-любовника. Подтолкнуть ее к обращению в полицию помог случай, произошедший на открытой лекции в марте 2018 года в Институте истории Санкт-Петербургского госуниверситета. Тогда студент Антон Кужима задал Соколову неудобный вопрос о плагиате в его трудах и спровоцировал его гнев. После этого молодого человека вытолкали из лектория насильно.
«Сначала напали на моего друга, я пытался их как-то разнять, потом и на меня напали со спины, ударили по голове. Нас вытолкали из аудитории, еще и по спине колотили. Телефон у друга отняли и разбили. Когда нас вытаскивали, у нас на руках образовались кровавые ссадины. Мы сразу пошли в отдел полиции и в травмпункте зафиксировали все повреждения», — рассказывал Кужима «Радио Свобода» (организация включена Минюстом в список иноагентов).
По его словам, комиссия по этике позже признала действия Соколова неправомерными. Однако никаких действий со стороны учебного заведения не последовало.
На сторону студента встал научный оппонент Соколова – Евгений Понасенков. Именно из его работ, по свидетельству научной комиссии, скандальный преподаватель СПбГУ делал заимствования.
«Уголовное дело об избиении студента за вопрос о плагиате из моих работ замяли. Причем я уверен, что не обошлось без связей этого негодяя внутри его ряженной реконструкции – все ее участники не подчиняются законам РФ, а слушаются только приказов этого сумасшедшего человека. Его прикрывала и круговая порука в университете, и из РВИО шла поддержка со стороны Мединского», — рассказал Понасенков «Газете.Ru».
По словам ученого, он предупреждал руководство вуза о том, что Соколов может навредить студентам еще осенью прошлого года. Тогда же он показывал ректору фотографию Ещенко и просил предупредить девушку о том, что она является потенциальной жертвой.
«Я считаю, что на руках ректората СПбГУ тоже есть кровь этой девушки. Об отношениях Ещенко и Соколова знали все – они не сильно скрывались, на самом деле. Даже фото совместные выкладывали. Я просил оградить ее от этого человека, указывал на публикацию в «МК» истории избитой студентки, однако бездействие продолжалось. И вот результат», — заключил Понасенков.
«Газета.Ru» направила запрос в СПбГУ с просьбой сообщить, поступали ли руководству или сотрудникам университета жалобы на Соколова, а также о том, какие меры были приняты после ряда предыдущих скандалов, в которых был замешан историк. На момент публикации ответ получен не был.
Отметим, что помимо преподавательской деятельности Соколов также состоял в научном совете Российского военно-исторического общества. Об этом «Газете.Ru» сообщил глава совета Владимир Чуров.
«Он действительно входил в старый состав научного совета при РВИО, но мы сейчас формируем новый состав. То, что произошло в Санкт-Петербурге — ужасный случай, но мы с ним никак не связаны», — подчеркнул Чуров.