Мещанский суд Москвы принял решение вернуть в Генпрокуратуру РФ дело экс-бухгалтера «Седьмой студии» Нины Масляевой «для устранения процессуальных недостатков». Как отметила судья Татьяна Изотова, обвинительное заключение в отношении Масляевой не конкретизировано. Кроме того, подсудимая не знает, кто именно совершил хищение денег, о котором идет речь в рамках дела.
«При таких условиях суд не может вынести приговор», — пояснила Изотова, добавив, что домашний арест для Масляевой продлен до 19 июля.
Гособвинитель выступил против возвращения дела в Генпрокуратуру, отметив, что подсудимая выполнила все условия сделки со следствием. «Она полностью раскрыла преступную схему своих действий, в связи с ее показаниями был возбужден ряд уголовных дел», — сказал гособвинитель.
11 апреля на судебном заседании Масляева еще раз заявила, что полностью признает себя виновной в хищении денежных средств.
При этом она подчеркнула, что «выполняла указания» других фигурантов дела — Итина, Серебренникова, Малобродского и Вороновой. По ее словам, они пытались выставить ее в СМИ единственным виновником хищения денег.
«Бывший сотрудник Министерства культуры РФ Софья Апфельбаум была в курсе хищения, — сказала Масляева. — Я лишь принимала участие в хищении, выполняя поручения своих руководителей, готовя соответствующие документы. Главный бухгалтер не может осуществлять такие вещи без ведома руководителей, это невозможно. Прошу суд учесть это и отнестись ко мне снисходительно».
При этом в ходе судебного заседания она не ответила на вопрос о том, кто именно совершил хищение денег.
Мещанский суд освободил Масляеву от участия в дальнейших заседаниях по делу «Седьмой студии» еще 28 января. Уголовное дело в ее отношении было выделено в отдельное производство, поскольку она единственная из обвиняемых признала себя виновной и заключила сделку со следствием. Дело поступило в Мещанский суд для рассмотрения по существу 1 апреля.
8 апреля Мосгорсуд отпустил под подписку о невыезде трех фигурантов дела — худрука «Гоголь-центра», режиссера Кирилла Серебренникова, экс-директора «Гоголь-центра» Алексея Малобродского и директора РАМТа Софью Апфельбаум (она также является экс-руководителем департамента господдержки искусства Минкультуры РФ).
В начале февраля суд назначил новую комплексную экспертизу деятельности «Седьмой студии» с привлечением известных специалистов и театральных деятелей. По мнению адвокатов, предыдущая экспертиза, проведенная на стадии следствия и легшая в основу обвинения, была недостаточно точной, поскольку эксперты не обладали всем объемом информации.
СМИ сообщали, что Мещанский суд начал обзванивать экспертов из списка, предоставленного стороной защиты. В их число входят директор национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска», глава Театра Наций Мария Ревякина, а также арт-директор центра им. Мейерхольда Елена Ковальская. Ревякина подтвердила эту информацию, однако отметила, что пока неизвестно, когда состоится экспертиза. Деятели искусства примут участие в социо-искусствоведческом блоке экспертизы.
Кроме того, адвокаты настаивают на повторном проведении финансово-экономической экспертизы в центре при Министерстве юстиции. Первое исследование было проведено следствием в негосударственном учреждении — некоммерческом партнерстве «Коллегия ревизоров, экспертов и специалистов».
Главным фигурантом дела «Седьмой студии» является Кирилл Серебренников. Помимо него и Масляевой, по нему также проходят Алексей Малобродский, экс-директор «Седьмой студии» Юрий Итин, Софья Апфельбаум и бывший генпродюсер «Седьмой студии» Екатерина Воронова, которая находится в международном розыске.
По версии следствия, Серебренников, Малобродский и Итин в 2011–2014 годах похитили 133 из 214 млн рублей, которые были выделены «Седьмой студии» из федерального бюджета на реализацию проекта «Платформа». Его целью были развитие и популяризация современного искусства в России. Следователи считают, что планы «Платформы», на основании которых выделялись средства, содержали заведомо недостоверные сведения о количестве проводимых мероприятий и их стоимости. Обвиняемые в свою очередь настаивают, что средства расходовались строго на проекты.