Прокуратура и Следственный комитет России (СКР) проводят проверки в пермской исправительной колонии строгого режима № 37.
Информация о волнениях в колонии появилась 20 августа. Жена одного из осужденных Жанна Цвирка сообщила журналистам, что 17 августа отряд колонии в 100 человек выстроили на плацу. Осужденные были недовольны работой администрации учреждения и требовали встречи с прокурором. Заключенным отказали, при этом 10 из них отвели в штрафной изолятор (ШИЗО), где в ночь с 17 на 18 августа пятеро из них попытались покончить с собой.
Однако во ФСИН информацию о массовых беспорядках опровергли, заявив, что в этот день в ШИЗО было отправлено пять человек, которые нарушили режим и не повиновались требованиям сотрудников колонии.
«Осужденные намеренно провоцируют своим поведением и нарушают дисциплину, пытаясь таким образом сместить требовательного начальника колонии», — рассказали в ведомстве.
Во ФСИН также сообщили, что информация о массовых бунтах появляется нередко: осужденные через родственников делают «информационный вброс», искажая реальные факты.
Представители СКР начали проводить проверку после того, как информация о массовых беспорядках в колонии появилась в СМИ.
Однако на предварительном этапе следователи установили, что закон нарушили только сами заключенные, пытаясь организовать массовые беспорядки. «Противоправные действия были пресечены сотрудниками колонии»,— говорится в сообщении СКР.
Как заявили в ведомстве, зачинщики беспорядков в камере напали на одного из осужденных, которому администрация колонии ранее оказала содействие, из чувства мести.
Председатель пермской общественной наблюдательной комиссии (ОНК) по правам осужденных Георгий Ситников также прокомментировал новость о беспорядках в местной колонии. По его словам, двое из заключенных, помещенных в штрафной изолятор, в знак протеста «нанесли себе телесные повреждения».
Члены пермской ОНК были в колонии в июле, тогда им поступило много жалоб от заключенных на незаконное, на их взгляд, и необоснованное помещение в штрафной изолятор. Также были вопросы к оказанию медицинской помощи, отметил Ситников.
Он отметил, что ОНК проводило проверку по тем материалам, «которые были нам доступны в самом исправительном учреждении».
«Жалобы частично подтвердились, частично были обоснованы. Допустим, мы обнаружили длительное ненаправление на стационарное лечение», — приводит его слова РИА «Новости».
Глава ОНК предположил, что после произошедшего инцидента члены комиссии вновь посетят эту колонию совместно с сотрудниками аппарата уполномоченного по правам человека, чтобы лично побеседовать с осужденными, и выяснят все подробности случившегося.
Исправительная колония №37 ГУФСИн по Пермскому краю расположена в поселке Половинка Чусовского района. С 2016 года учреждение предназначено для содержания бывших работников судов, силовых и надзорных органов. В настоящее время в колонии отбывают наказание около 600 осужденных.
В январе этого года в колонии погиб один из заключенных — экс-сотрудник ОМОНа Артем Тронин.
На данный момент продолжается следственная проверка инцидента.
Как рассказала журналистам мать погибшего Светлана Тронина, ее сына обнаружили мертвым в штрафном изоляторе. Начальник учреждения сообщил ей, что Артем покончил с собой, однако она уверена, что мужчину убил сотрудник колонии, против которого он выступал свидетелем на суде. Этот оперативник позднее стал начальником оперчасти колонии. Светлана Тронина утверждает, что свидетели рассказали ей, как за день до смерти в камеру к ее сыну зашел начальник оперчасти, после чего оттуда послышались крики осужденного.
В акте, составленном после осмотра тела, указано отсутствие ссадин и повреждений, сообщила Тронина. Однако, по ее словам, она сама сфотографировала тело сына в морге со множественными синяками, травмами лица и головы.
Внимание общественности к условиям заключения в исправительных учреждениях усилилось после того, как стало известно о пытках заключенных в ярославской колонии №1. В течение месяца в СМИ стала появляться информация о нарушениях закона сотрудниками ФСИН в различных колониях по стране.
Глава ведомства Геннадий Корниенко дал указание создать в регионах комиссии по рассмотрению заявлений о фактах издевательств над осужденными.
Спикер Совфеда Валентина Матвиенко заявила о необходимости реформировать всю систему ФСИН.
По ее мнению, необходимо разделить функции охраны заключенных с функцией их перевоспитания и социализации. Последняя должна относиться к сфере ответственности не ФСИН, а гражданской службы, которая будет «открыта для гражданского общества», считает сенатор.
Она также добавила, что одной видеофиксации сотрудников ФСИН при исполнении недостаточно, поскольку, по словам спикера Совфеда, если работники колонии захотят избить заключенного, то они «найдут место без видеокамер».