Московский гарнизонный военный суд арестовал двух офицеров ФСБ — Константина Стрыкова и Сергея Никитюка — по подозрению в мошенничестве в особо крупном размере. ФСБшники служили в управлении «М», специализируясь на борьбе с коррупцией и разведывательной деятельностью в Министерстве внутренних дел, МЧС, Минюсте, а также Федеральной службе исполнения наказаний и Федслужбе судебных приставов.
Никитюк и Стрыков обвиняются в «отжиме» половины активов компании, владеющей небольшим строительным рынком «На Остаповской», расположенном на востоке Москвы.
В 2016 году сотрудники ФСБ узнали, что мэрия столицы планирует снести рыночные павильоны, и обратились к владельцу, предложив сохранить его бизнес за половину фирмы.
Уставный капитал, по данным «Ъ», составлял 4,6 млн рублей.
После того, как владелец рынка согласился на эти условия, 50% активов были переписаны на мать стороннего лица, которому изначально предполагалось фиктивно отдать средства. Тем не менее, рынок «На Остаповской» был снесен московскими властями, а владельцам бизнеса была предложена компенсация в 90 млн рублей.
Обманутый владелец фирмы не захотел делить деньги с этим сторонним «партнером» и написал заявление в полицию. В центральном аппарате СКР было возбуждено уголовное дело по 159 статье УК РФ — мошенничество в особо крупном размере.
После ряда объяснительных Константин Струков был задержан в здании ФСБ на Лубянке Управлением собственной безопасности. Кроме того, был задержан Сергей Никитюк, «совладелец» рынка и его мать. Офицеры ФСБ отрицают свою вину, а
сторона защиты полагает, что их могли подставить из-за успешной оперативной деятельности. Сейчас Никитюк и Струков находятся в Лефортовском СИЗО.
По словам главы Национального антикоррупционного комитета Кирилла Кабанова, «вся правоохранительная система находится в режиме коррупционных рисков». Он добавил, сообщает НСН, что нет никакого практического эффекта в том, чтобы «говорить о том, что нужны новые перестановки».
Задержанные Стрыков и Никитюк составляли рапорты, благодаря которым началось масштабное расследование по делу о коррупции во ФСИН. В том числе по итогам их работы был арестован экс-заместитель начальника ФСИН Олег Коршунов. Против него было возбуждено уголовное дело о растрате в особо крупном размере с использованием служебного положения, ему грозит до 10 лет лишения свободы.
Коршунов организовал два госконтракта на поставку горюче-смазочных материалов и пищевых продуктов по завышенным ценам, украв более 160 млн рублей. Кроме того, он получил «откат» размером в 42 млн рублей.
Дело Коршунова может быть связано с громким делом о недостаче при строительстве СИЗО «Кресты-2» в Санкт-Петербурге. Строительство нового изолятора, рассчитанного на содержание почти 4 тысяч подследственных, началось еще в 2007 году. Стоимость проекта, который стал бы самой большой тюрьмой в Европе, изначально составляла 9 млрд рублей, а впоследствии увеличилась до 12 млрд рублей.
Не только сотрудники ФСБ и ФСИН попадаются на взятках. В конце июля 2018 года Московский городской суд приговорил к пяти годам лишения свободы в колонии строгого режима другого высокопоставленного силовика — экс-полковника СК Александра Ламонова. Бывший следователь должен будет выплатить штраф размером в 32 млн рублей.
Ламонова признали виновным в получении взятки за освобождение из изолятора криминального авторитета Андрея Кочуйкова — «Итальянца».
Экс-полковник сразу признал свою вину и дал показания на сослуживцев.
Ламонова вместе с первым заместителем главы СК по Москве Денисом Никандровым и главой управления собственной безопасности СК РФ Михаилом Максименко задержали в июле 2016 года. Было возбуждено уголовное дело по статье 290 УК РФ: «Получение взятки в особо крупном размере должностным лицом или группой лиц по предварительному сговору». Никандров также полностью признал свою вину, поэтому его дело тоже рассматривались отдельно.
Сотрудники МВД также становятся фигурантами криминальной хроники. 25 июля было завершено расследование уголовного дела экс-полковника полиции Дмитрия Захарченко. По данным следствия, в 2014 году Захарченко и его сообщник инициировали проверки предприятий и заставили их владельца передать им взятку в размере $800 тыс. Спустя год, сообщает ФАН, они вынудили того же предпринимателя выдать им скидочную карту сети ресторанов номиналом в 50%, сэкономив порядка 3 млн рублей.
9 млрд рублей из имущества полковника Захарченко были возвращены в бюджет, а его личный автомобиль Mercedes Benz был пущен с молотка.