Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«ВСМ Москва-Казань ликвидирует диспропорции регионального развития»

Эксперты рассказали, почему нужна ВСМ Москва-Казань

Модернизация и расширение инфраструктуры — ключевой драйвер социально-экономического развития страны. Из-за недоразвитости транспортных коммуникаций многие российские регионы сегодня не интегрируются в общее социальное и экономическое пространство. Один из самых обсуждаемых инфраструктурных проектов, который призван связать регионы и центры экономической активности — строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Казань. По мнению экспертов, это оптимальный способ ликвидировать диспропорции регионального развития.

По итогам мартовского послания президента Владимира Путина Федеральному собранию был утверждён перечень поручений по его реализации. В частности, до 15 апреля следовало разработать проект указа, который определял бы национальные цели развития России до 2024 года. Вероятнее всего, в перечень войдут ряд автодорожных проектов, проекты развития инфраструктуры Арктики и Дальнего Востока, а также высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва-Казань. Она пройдет по территории 7 субъектов России, общая численность населения которых превышает 25 млн человек.

«Реализация инфраструктурных проектов была заявлена как один из приоритетов в избирательной кампании Владимира Путина, — напоминает политолог Андрей Тихонов. — В настоящее время президент уделяет огромное внимание суперпроектам — таким, как освоение Арктики, Дальнего Востока, возведение Керченского моста. Строительство ВСМ вполне вписывается в этот ряд».

В послании Федеральному собранию Путин предложил развернуть «масштабную программу пространственного развития России, включая развитие городов и других населённых пунктов, и как минимум удвоить расходы на эти цели в предстоящие шесть лет». Президент поручил правительству «подготовить комплексный план модернизации и расширения всей магистральной инфраструктуры страны».

Проекты высокоскоростного движения в наибольшей степени отвечают задаче по связыванию территорий.

Уже сейчас скоростные поезда «Сапсан», «Стриж» и «Ласточка» объединили в практически единую агломерацию Москву с Тверью и Владимиром: рельсовый транспорт действует по принципу межгородского метро. Благодаря магистрали Москва-Казань жители 15 городов, в которых поезда станут делать остановки, смогут быстро перемещаться в соседние населенные пункты и крупные города, что создаст единые пространства, агломерационные территории.

«Проект строительства ВСМ Москва-Казань очень важен стратегически, — отмечает политолог Иван Огнев. — Необходима нормальная связь европейского центра страны с Урало-Поволжским центром. Такая магистраль и ответвления, которые предполагается построить — это инструмент связывания регионов и центров экономической активности».

Этот новый для России вид транспорта («Сапсаны» не в счет, поскольку идут по обычным путям вместе с ночными поездами и электричками) представляется оптимальным способом ликвидировать диспропорции регионального развития и так называемые «медвежьи углы», согласен исполнительный директор Центра политического анализа, урбанист Вячеслав Данилов. «Согласно модным урбанистическим концепциям, Россия не является однородной. Можно спорить о том, сколько Россий на самом деле, три или пять, но ясно одно — без развития современной железнодорожной сети продолжится губительная концентрация населения в ограниченном числе агломераций и, прежде всего, Москве и Московской области», — указывает урбанист.

Эксперты сходятся во мнении, что запуск высокоскоростных поездов в восточном направлении позволит решить важнейшие социально-экономические задачи.

Пример Франции, Японии, Китая свидетельствует: повышается мобильность и деловая активность населения, что конвертируется в экономические эффекты и становится стимулом экономического роста.

«Повышение географической мобильности населения – это одно из важных условий роста экономики. Поэтому развитие пассажирских перевозок является задачей, над решением которой работают правительства многих стран, — подчеркивает старший партнер McKinsey & Company Дарья Борисова. — Благодаря удобству для пассажиров, высокой скорости движения и конкурентоспособным операционным затратам ВСМ формируют качественно новое рыночное предложение. Значительные преимущества этого вида транспорта — четко прогнозируемое время в пути, невысокая стоимость, энергоэффективность, экологичность и эффективность использования земель».

До запуска поездов пройдет еще несколько лет, но положительные эффекты на экономику станут заметны уже в ходе строительства новой инфраструктуры, прежде всего, за счет занятости населения. По прогнозу «РЖД», в ходе реализации проекта будет создано около 370 тысяч рабочих мест в различных отраслях экономики. Запуск высокоскоростных поездов увеличит возможности для получения работы, в конечном счёте, это положительно скажется на уровне жизни и благосостояния населения, убеждены эксперты.

«ВСМ Москва-Казань расширяет возможности мобильности, что существенно повышает транспортную связность регионов и качество жизни. Например, после запуска магистрали «Москва — Казань» столица окажется в зоне часовой доступности от Владимира, Владимир — от Нижнего Новгорода, а Нижний Новгород — от Чебоксар. Люди смогут изменить стиль жизни – искать новые рабочие места, посещать культурно-развлекательные объекты и торговые центры», — говорит Дарья Борисова.

Важно и то, что ВСМ Москва-Казань — это высокотехнологичный проект, уникальный для России.

Как отмечал Владимир Путин в послании, «в мире сегодня накапливается громадный технологический потенциал, который позволяет совершить настоящий рывок в повышении качества жизни людей, в модернизации экономики, инфраструктуры и государственного управления». «Насколько эффективно мы сможем использовать колоссальные возможности технологической революции, как ответим на её вызов, зависит только от нас, — заявил президент. — И в этом смысле ближайшие годы станут решающими для будущего страны».

Еще на стадии проектирования магистраль Москва-Казань стала одним из самых наукоёмких проектов в России, говорит представитель «РЖД». Работы велись с учетом передового опыта Евросоюза и Азии (в проект вовлечены французские и китайские компании), в результате в Роспатент направлены заявки на 10 изобретений, в том числе 2 евразийских заявки на общую сумму 817 млн рублей. Ключевые объекты охраны интеллектуальной собственности - это элементы новой инфраструктуры (конструкция безбалластного верхнего строения пути, земляное полотно, контактная сеть), системы управления и обеспечения безопасности движения поездов. Всего в процессе проектирования ВСМ Москва-Казань было создано объектов интеллектуальной собственности на сумму около 1,5 миллиарда рублей.

Отечественная промышленность тоже готовится к реализации проекта. Так на Выксунском металлургическом заводе (Нижегородская область), который входит в Объединенную металлургическую компанию и является главным отечественным поставщиком колес для железнодорожного подвижного состава, уже четыре года назад успешно освоено производство колес для скоростных поездов. Там работает единственная в России линия по их выпуску, ее мощность 10 тыс. колес в год. Линия оснащена оборудованием, которое используется для производства высокоскоростных колес на известных европейских предприятиях. Завод уже несколько лет поставляет колеса для скоростных поездов «Ласточка».

Сами «Ласточки» с 2013 года производятся в Верхней Пышме (Свердловская область), и, например, все электропоезда, задействованные в перевозках на Московском центральном кольце – отечественного производства. Эти и другие производители сейчас участвуют в совместных рабочих группах с международными производителями, в первую очередь европейскими и китайскими, для организации строительства высокоскоростных поездов для новой магистрали в России.

Впоследствии Москва-Казань войдет в магистраль «Евразия», которая полностью изменит транспортные потоки всего материка. Речь идет не только о развитии пассажирских сервисов, но и выгоде для грузоотправителей, поскольку высокоскоростной транспорт перспективен для контейнерных перевозок. «Евразия», по сути, объединит крупнейшие транспортные системы Европы и Китая – свяжет высокоскоростные сети континента в единое целое.

Этот момент был отмечен и в послании президента, России должна стать «одним из мировых лидеров по транзиту контейнеров между Европой и Азией», а объём транзитных контейнерных перевозок по российским железным дорогам должен увеличиться почти в четыре раза.

Проект ВСМ активно обсуждалось на последней коллегии Министерства экономического развития РФ.

«Вопрос отсутствия инфраструктуры достаточного качества является сдерживающим фактором для развития во многих странах мира», — отметил министр экономического развития Максим Орешкин, сообщив, что в части высокоскоростного движения Россия отстает не только от таких стран, как Китай, Япония и Германия, но и, например, от Турции.

Министр рассказал о плане по государственно-частному партнёрству и «дорожной карте» по реализации инфраструктурной ипотеки. Было отмечено, что ВСМ Москва-Казань входит в инвестиционную программу ОАО «РЖД» до 2025 года и является частью большого коридора «Евразия». Максим Орешкин также отметил высокий уровень проработки расчетов в части эффектов от реализации ВСМ.

Новости и материалы
Эксперт раскрыл цель визита главы ЦРУ на Украину
Двое детей отравились угарным газом в Нижегородской области
Пассажира и пилотов найденного на Камчатке самолета доставили в больницу
В Германии арестовали подозреваемого в наезде на посетителей ярмарки
В IIHF отреагировали на слухи о требовании вернуть Россию на МЧМ
На Западе рассказали о «знакомой» головоломке для ЕС и США из-за Сирии
Зеленского предупредили, что у него осталось «мало вариантов и надежных союзников»
Юрист напомнила россиянам, где нельзя запускать фейерверки
По делу Тимура Иванова арестованы несколько ретроавтомобилей и два ретромотоцикла
«Ему сделали подарок»: Фьюри о поражении от Усика
По факту крушения Ан-2 на Камчатке возбудили уголовное дело
В Херсонской области рассказали о «неправильном пути» Украины
В США заявили о лицемерии Байдена и Блинкена на мировой арене
Усик отказался обсуждать судейство после победы над Фьюри
Британский аналитик оценил влияние слов Трампа на ситуацию на Украине
Риттер резко отреагировал на удар ВСУ по Казани
Россиянин отрезал себе пальцы болгаркой и едва не истек кровью на трассе
В МО РФ сообщили, сколько пусковых установок Patriot было уничтожено в ходе СВО
Все новости