Литовские пограничники отказали четырем гражданам России, следовавшим из Калининграда в Москву, в транзитном проезде через территорию республики. Об этом сообщает агентство BNS со ссылкой на представителя Службы охраны госграницы Литвы (СОГГЛ) Гедрюса Мишутиса. Инцидент произошел вечером 1 июня, на пограничном пункте Кибартай (с российской стороны — населенный пункт Чернышевское Калининградской области).
По данным агентства, пограничная служба проверяла пассажиров поезда почти сутки — 21 час. Помимо обычных пограничников, проверку поезда проводили литовские военные.
По словам Мишутиса, снятие с поезда связано с тем, что пассажиры (28, 32, 34 и 36 лет) оказались действующими российскими военными. «В ходе проверки документов было установлено, что в одном из купе находятся четверо российских военнослужащих в гражданской одежде», — сказал Мишутис. Он отметил, что
любая группа из четырех и более военнослужащих, которые следуют через Литву транзитом, рассматривается как военный отряд, которому требуется специальное разрешение на проезд.
Мишутис заявил, что в связи с отказом в пересечении границы российские граждане были сняты с поезда и до полуночи возвращены в Калининградскую область. Предыдущее снятие российских военнослужащих с поезда в Литве произошло около 10 лет назад.
Отметим, что государственный бюджет Литвы на 2017 год предусматривает строительство стены на границе с Калининградской областью. В настоящий момент госграница Литвы и Калининградской области обозначалась только специальными знаками и 13-метровой контрольной линией. По словам главы МВД Литвы Эймутиса Мисюнаса, Вильнюс в 2017 году впервые выделит €3,6 млн на строительство стены на границе с российским эксклавом.
Врио губернатора Калининградской области Антон Алиханов заявил, что
российские власти поддерживают инициативу Литвы в строительстве стены на границе с Россией для борьбы с контрабандой, а также для поддержания прозрачности границ.
По его словам, Калининградская область готова вместе с соседями противодействовать незаконным трансграничным операциям. При этом дополнительное усиление границы, запланированное литовской стороной, не будет иметь негативных последствий для региона, добавил он.
«Если они считают, что возведение стены будет способствовать тому, чтобы остановить контрабанду, — пожалуйста, флаг в руки. Мы со своей стороны готовы поставлять им стройматериалы. Пусть строят, если хотят», — подчеркнул Алиханов.
Впрочем, стремление отгородиться от России стеной, кажется, стало общей прибалтийской тенденцией. Так, эстонский департамент полиции и погранохраны заявлял о своем намерении оборудовать по меньшей мере две трети сухопутной части границы с Россией забором высотой два с половиной метра с целью «предотвращения нарушений границы».
Кроме того, для охраны границы будут использованы видеокамеры и беспилотные летательные аппараты, а в акватории Чудского озера размещены более 600 пограничных буйков. Впрочем, все эти планы будут реализованы нескоро — работы по техническому усилению границы начнутся в 2018 году.
О намерении построить стену на границе с Россией заявляли и на Украине. В частности, бывший премьер-министр Украины Арсений Яценюк обещал построить эту стену к концу 2018 года. «До конца 2018 года вся украинско-российская государственная граница будет построена, смонтирована и будет эффективно защищать Украину от российских террористов», — заявлял Яценюк в 2015 году.
Судя по всему, вместо стены украинцы собрались создать просто «непреодолимую крепость».
По крайней мере, именно об этом говорил секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) Александр Турчинов в своем поздравлении в честь Дня пограничника.
«Для нас важно сегодня обустроить государственную границу на Западе по европейским стандартам — удобную и надежную, а на востоке — создать непреодолимую крепость. Убежден, что наши пограничники достойно выполнят все задачи, которые поставила страна!» — заявил Турчинов, пожелав пограничникам также мужества, выносливости и крепкого здоровья.