Министерство здравоохранения России не включило в окончательный вариант проекта «Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2017–2022 годы и дальнейшую перспективу» предложение о запрете свободной продажи табака. «Рядом специалистов предлагалось установить конкретную дату запрета свободной продажи табака (в частности, 2035 год), однако такое предложение на текущий момент не нашло широкой экспертной поддержки и по этой причине не включено министерством в актуальный текст проекта Концепции», — указывается в комментарии ведомства.
Ранее сообщалось, что в новой версии концепции табак предлагается к 2035 году признать «товаром, свободная реализация которого запрещена». В результате планировалось добиться «снижения распространенности потребления табака среди населения РФ до 1%».
Сейчас в перечень товаров, запрещенных для свободной продажи в России, входят оружие, уран и ядерные отходы, наркотики, этиловый спирт, драгоценные камни.
Как поясняется в сообщении Минздрава, данное предложение было внесено на рассмотрение экспертами, поскольку одной из основных задач антитабачной политики во всем мире является формирование свободного от табака поколения и последовательное выведение в будущем данного вредоносного товара с рынка.
Двумя днями ранее министерство сообщало, что изменения, внесенные в антитабачную концепцию, затронули и наиболее обсуждаемую меру — запрет на продажу табака лицам, родившимся после 2015 года.
14 марта в ведомстве уточнили, что эта мера — не конкретное требование, а «целевой стратегический ориентир». «Именно в таком виде данное положение сохранено в проекте концепции», — отметили в Минздраве.
Министр здравоохранения Вероника Скворцова в ходе своего выступления на заседании Общероссийского объединения работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» затронула тему сохранения здоровья работающих граждан. «Сегодня, по данным российских медиков, около 80% работающего населения имеет более одного из таких факторов риска, как избыточное потребление алкоголя, потребление табака, нерациональное питание, малоподвижный образ жизни», — заявила глава ведомства. Она также назвала заботу о здоровье работника не просто формальной обязанностью работодателя, а «прочной инвестицией в трудовой ресурс очень высокой экономической отдачи».
В начале февраля 2017 года сообщалось, что
Минздрав России выступил с антитабачной концепцией, по которой отказ от курения могут включить в программу госгарантий, а помогающие преодолеть никотиновую зависимость препараты войдут в список жизненно необходимых и выдаваться за бюджетный счет.
Предложение по поводу антитабачной концепции высказывали и общественные организации. Так, председатель ассоциации «Здоровые регионы» Алексей Шабашов выступил с инициативой возложить контроль и исполнение антитабачного закона в регионах России на местные правительства. Сейчас эту функцию в каждом субъекте выполняют региональные министерства здравоохранения. Соответствующее предложение было направлено Шабашовым в комитет по охране здоровья Госдумы в рамках «круглого стола» на тему обсуждения антитабачной концепции Минздрава, сообщает RT.
Также им было предложено создать при региональных правительствах экспертные межведомственные советы, в состав которых должны входить представители регионального правительства, ответственных ведомств, законодательного собрания, прокуратуры, а также общественных и религиозных организаций. В их функции, предположительно, будет входить оценка исполнения в каждом районе федеральных законов, регламентирующих производство, распространение и потребление алкоголя и табака, исполнение региональных демографических и профилактических программ. По замыслу инициатора, заседания этих советов будут проходить не реже одного раза в квартал.
Кроме того, Шабашов предложил сформировать и рабочие группы, которые будут выезжать в районы с проверками.
По его словам, в настоящее время полномочий территориальных минздравов не хватает для эффективного контроля исполнения антитабачного законодательства в регионах. «Минздрав может наладить контроль и мониторинг исполнения лишь в подведомственных учреждениях. Межведомственные советы должны создаваться под эгидой высших органов государственной власти субъектов Федерации, возглавляться главой региона или хотя бы замом по социальным вопросам», — рассказал автор проекта.