Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Сапожник сделал ноги

Совладелец крупнейшей российской сети «ЦентрОбувь» объявлен в федеральный розыск

МВД объявило в розыск одного из некогда самых талантливых менеджеров России — совладельца компании по продаже одежды и обуви «ЦентрОбувь» Сергея Ломакина. Его подозревают в хищении средств Газпромбанка, которому компания задолжала около 9 млрд руб. Всего же долги компании перед кредиторами достигают 40 млрд руб. Сейчас лидер обувного рынка закрыл все магазины на Украине и в разы сокращает свое присутствие в России.

В среду, 14 сентября, МВД России объявило бизнесмена Сергея Ломакина в федеральный розыск.

«Постановлением следователя ГСУ ГУ МВД России по городу Москве объявлен в федеральный розыск один из руководителей группы компаний, занимающихся торговлей обувью и одеждой», — говорит официальный представитель МВД России Ирина Волк. Имя разыскиваемого и сеть не назывались. Но сам Ломакин в беседе со СМИ подтвердил, что знает о возбуждении против него дела. Где он сейчас находится, неизвестно. В середине мая сообщалось, что он покинул Россию.

В случае задержания бизнесмену придется рассказать следствию, куда делись выданные на развитие сетей «ЦентрОбувь» и Centro кредитные средства.

Сильный менеджер

До недавнего времени Ломакин считался одним из самых успешных топ-менеджеров России. В конце 1990-х годов он совместно со своим однокурсником Артемом Хачатряном и бизнесменом Александром Самоновым создали сеть продовольственных дискаунтеров «Копейка». Подобная модель успешно работала в странах Европейского союза и оказалась эффективной на российском рынке. Спустя чуть более десяти лет сеть насчитывала свыше 300 магазинов, а в 2007 году была продана «Уралсибу». Сумму сделки стороны не оглашали, но эксперты оценили розничный бизнес в сумму от $600 млн до $700 млн. У Ломакина и Хачатряна в паритете было 40% акций сети, поэтому от продажи бизнеса они могли выручить от $240 млн до $280 млн.

Спустя три года «Копейка» была перепродана одному из лидеров на российском рынке розничной торговли компании X5 Retail Group.

Ломакин и Хачатрян решили остаться в розничном бизнесе и основали фонд Sun Investments Partners. Этот фонд, к примеру, вложил средства в уральский ритейлер «Монетка», сеть Fix Price (все продается по единой цене), а затем — в Modis, которая торгует недорогой модной одеждой. В 2009 году партнеры приобрели 32,8% в «ЦентрОбуви». Компания развивала сеть магазинов по продаже модной и недорогой обуви, рассчитанной на один сезон. Концепция была знакома бизнесменам, поэтому они, видимо, и решились вложить в покупку нового бизнеса около $40 млн. Приход новых инвесторов дал мощный толчок для развития бизнеса. В момент покупки доли в «ЦентрОбуви» сеть насчитывала чуть более 300 магазинов, но уже спустя два года компания открыла еще одну сеть — Centro, а количество торговых точек увеличилось до 800. В 2011 году ритейлер планировал выйти на IPO, но так и не реализовал эти планы. А к 2014 году управлял сетью из 1,5 тыс. торговых точек.

Таким образом, «ЦентрОбувь» стала самой крупной сетью по продаже обуви в России. По данным компании Euromonitor, в 2015 году ее доля среди продавцов одежды и обуви на российском рынке составляла около 6%.

Активно ритейлер развивался и за границей: магазины открывались в Польше, Латвии, Литве и на Украине. Например, на Украине в 2013 году сеть управляла 130 объектами под брендами «ЦентрОбувь» и Centro. Магазины пользовались большим успехом: товары недорогих коллекций казались очень востребованными.

«Развитие шло очень высокими темпами: менеджеры компании готовы были арендовать помещения по более высоким по сравнению с конкурентами арендным ставкам. Именно поэтому сеть присутствовала практически во всех крупных торговых центрах страны», — рассказывает директор украинской консалтинговой компании, пожелавший остаться неназванным. Темп развития сети, по признанию ее менеджмента, задавал именно Ломакин. Он планировал продать свой бизнес и даже проводил переговоры с азиатскими инвестиционными фондами.

Например, в 2012 году он оценивал стоимость розничного бизнеса «ЦентрОбуви» и Centro в $2 млрд.

Закат бизнеса

Проблемы у компании начались неожиданно — в начале 2015 года. Ритейлер задолжал китайским фабрикам, перестал обслуживать кредиты перед банками, а также платить за аренду помещений. Например, в нескольких украинских торговых центрах задолженность составила около семи месяцев, а часть товара магазинов была арестована.

Суммарные долги компании оцениваются в сумму около 40 млрд руб., из которых около 9 млрд руб. — перед Газпромбанком.

Параллельно «ЦентрОбувь» активно закрывает магазины: сеть ушла с Украины, а в России из 1,5 тыс. объектов осталось не более 300. В некоторых регионах, например в Уфе, не осталось ни одного объекта.

Менеджменту ритейлера не удалось договориться о реструктуризации долгов с кредиторами, которые подозревают собственников в выводе денег в другие компании. Ломакин продал свои акции в сети Modis, а также выставил на торги свою долю в «Монетке». Именно этот факт, вероятно, и заставил крупнейшего кредитора — Газпромбанк — подать заявление в МВД о поиске бизнесмена. В конце октября Арбитражный суд Москвы приступит к рассмотрению дела о банкротстве «ЦентрОбуви», инициаторами которого являются компания «Сандорини» (арендодатель сети), а также Московский кредитный банк.

Банкротство сети может иметь под собой и рыночную подоплеку. Например, это может быть связано с занятостью Ломакина, который развивал несколько бизнесов параллельно, усилением конкуренции (схожую модель продвигают сети Kari, Zenden, «Маттино»), а также начавшимся кризисом.

Например, на Украине сегмент по продаже дешевой обуви пострадал больше всего. Самые экономные жители страны отказались от покупки модной обуви на один сезон.

По этой же причине в Украине закрылся конкурент «ЦентрОбуви» и Centro сеть Plato. Представители компании «Интертоп» объяснили, что это связано с неудовлетворительными финансовыми показателями ритейлера.

Что думаешь?
Загрузка