В позиции «самоуспокоения»
Как сообщала пресс-служба Минобрнауки, майский мониторинг обеспеченности бесплатными книжками показал, что в десяти регионах комплектация школ существенно ниже требуемых 100%, а жалобы со стороны родителей на сбор средств на покупку бесплатных учебников приходят всё чаще и чаще. Поэтому главы Калмыкии, Бурятии, Кабардино-Балкарии, Дагестана, Карачаево-Черкесии, Забайкальского и Ставропольского краев, Тамбовской, Волгоградской и Пензенской областей получили от Минобрнауки письма с требованием оперативно исправить ситуацию, однако решения проблемы пока не видно.
Ссылаясь на доклад правительства, эксперты говорят о том, что 100% обеспеченность учебниками имеется только в 45 регионах из 85.
Еще в 16 регионах уровень обеспеченности составляет менее 90%, а в четырех регионах средства на приобретение учебников на этот год вообще не заложены в бюджеты. Но даже эти цифры вызывает сомнения у экспертов. В комитете по образованию Госдумы предполагают, что она занижена как минимум втрое. А в ходе мониторинга, проведенного в конце июля Общероссийским народным фронтом, выяснилось, что бесплатные учебники доступны менее чем в 65% российских школ.
Не скрывая, работники школьных библиотек рассказывают об уловках директоров, позволяющих рисовать «красивые» отчетности по обеспеченности библиотек. Так, на время проверок они обмениваются учебниками, чтобы из наборов нескольких школ сформировать для одной стопроцентный комплект.
Бизнес перекупщиков
Главной причиной нехватки бесплатных для учеников учебников является существующая система закупки – закон разрешает школам самим покупать учебную литературу, и большинство школ делают это через посредников, переплачивая до 300–400 рублей за учебник и рискуя приобрести контрафактную продукцию подпольных издательств, которая, как показала экспертиза Научного центра здоровья детей РАМН, грозит детям испорченным зрением, искривленным позвоночником из-за несоблюдения весовых требований к учебникам и отравлением вредными веществами, которые порой выявляют в обложках контрафактной продукции.
Изучение результатов конкурсов на закупку учебной литературы, опубликованных на портале госзакупок, показало, что напрямую у издательств книги закупают в 35 регионах из 85, остальные или частично, или полностью приобретают учебники у посредников, сумма контактов на поставку книг с издательствами составляет 5,6 млрд рублей, а с посредниками – 1,9 млрд. И это пока не полные данные.
Таким образом, четверть рынка занимают именно посредники, что явно ведет к увеличению бюджетных расходов на приобретение школьной литературы.
Из-за активной работы таких структур выданных школам денег на покупку учебников не хватает, и бремя покупки «бесплатных» книжек падает на родителей. По данным мониторинга Общероссийского народного фронта, на это в семье в среднем уходит примерно 3,4 тыс. рублей. Прибавив к этой сумме стоимость обязательной школьной формы, ортопедического ранца, тетрадок, ручек и прочих расходных материалов, получаем, что полностью собрать ребенка к сентябрю обойдется в среднестатистическую месячную зарплату.
Поэтому, уверена президент образовательного холдинга «Наследник» Любовь Духанина, необходимо исключить ситуацию, когда школа остается один на один с закупками на выделенные ей средства. «Правительство должно принять меры для обеспечения учащихся школ бесплатными учебниками. Незамедлительная разработка и принятие таких мер являются крайне необходимыми шагами на фоне сокращающихся доходов российских семей», - констатирует Духанина
Противозаконно, но распространено
«В последнее время мы получаем больше, чем раньше обращений родителей в связи с тем, что они встают перед необходимостью покупать за свои деньги учебники. Но законом РФ «Об образовании» государство обязано обеспечивать школьников полным комплектом учебников на весь период обучения ребенка в школе. Эта обязанность, безусловно, должна выполняться в каждом субъекте РФ, в каждой школе. Если родители сталкиваются с требованиями оплатить учебники, то это противозаконно», - заявляют в Минобрнауки.
Но далеко не все родители, когда учителя говорят в глаза им, что учебников не будет, пойдут жаловаться в Роскомнадзор или прокуратуру.
Портить отношения с педагогами большинство не решится, выкраивая из и так ужатого среднестатистического семейного бюджета деньги на необходимые для их детей учебники.
Писать письма в регионы с требованием исправить ситуацию, грозить Роскомнадзором и прокуратурой можно долго, но это не всегда эффективно. Намного проще было бы избавить родителей, школы и регионы от вынужденных расходов, воспользовавшись уже имеющимся опытом более трех десятков регионов и пересмотрев систему закупки учебников школами. А деньги, которые, как известно, лишними не бывают, направлять не многочисленным посредникам и подпольным «самиздатам», а на дополнительное развитие и увлечения школьников.