Власти Бразилии приняли беспрецедентные меры безопасности накануне Олимпиады в Рио-де-Жанейро.
Для обеспечения порядка на улицах они привлекли более 85 тыс. полицейских и военных.
Перед началом Игр бразильские спецподразделения провели ряд антитеррористических учений на стратегических объектах города. В подготовке сотрудников спецназа принимали участие и специалисты из других стран, в том числе из Франции. Мировые телеканалы показали множество репортажей о том, как в Рио со всех концов страны стекаются грузовики с пехотинцами, вооруженными винтовками FN-FАl, как кинологи с собаками совершают несколько обходов каждого стадиона или спортплощадки, как перед самым стартом Олимпиады криминальная полиция задерживает одного за другим уличных торговцев наркотиками.
Но все это не помогло, и, к сожалению, Олимпиада в Рио все равно омрачена как криминальными историями, так и несчастными случаями, повлекшими гибель членов иностранных делегаций.
В ночь на вторник стал известно, что тренер сборной Германии по гребному слалому Стефан Хенце, попавший в серьезное ДТП, возвращаясь на такси в Олимпийскую деревню, скончался в больнице. А 1 августа, за четыре дня до церемонии открытия, стало известно, что прямо в Олимпийской деревне обокрали команду Австралии. В одном из корпусов гостинцы, где они жили, сработала пожарная сигнализация, и все постояльцы покинули здание. Когда австралийцы вернулись в свои номера, то недосчитались своих личных вещей и техники. Как рассказал журналистам представитель Олимпийского комитета Австралии Майк Такред, среди похищенного были в том числе и дорогостоящие ноутбуки атлетов.
На этом злоключения австралийских спортсменов не закончились. Вскоре телеканал Network Ten сообщил о нападении бразильских подростков на двух тренеров сборной Австралии по гребле. Одного из них уложили на землю под дулом пистолета, второму приставили к горлу мачете. Применять физическую силу спортивные специалисты к хулиганам не решились. Поэтому грабители отобрали у австралийцев кошельки, телефоны и официальный пиджак сборной Австралии.
А еще в июне в Рио-де-Жанейро обокрали австралийскую паралимпийку Лизл Теш.
Она приехала потренироваться на объектах Паралимпиады, которая начнется в сентябре. Злоумышленник наставил на австралийку пистолет и попросил ему отдать все имеющиеся у женщины деньги, мотивировав это тем, что ему они нужнее. Денег у той не оказалось, и тогда грабитель отобрал ее тренировочный велосипед. Это лишь несколько эпизодов, кражи у спортсменов из других стран происходят постоянно. Например, атлеты из Норвегии заявили о краже у них нескольких планшетов, а руководитель датской делегации Мортен Ровитт — что ценные вещи у представителей его страны в Рио пропадают регулярно.
Иногда злоумышленники из Рио разрабатывают хитроумные комбинации по отъему ценного у гостей из других стран. Например, бывший китайский легкоатлет, а ныне журналист Ши Дунпэн вместе с оператором стал заполнять документы при въезде в отель. Неожиданного на него напал местный житель, который был похож на пьяного. Он повалил Дунпэна на пол. Оператор отогнал нападавшего и устремился за ним в погоню, а пострадавший отправился в туалет, чтобы почистить испачканный деловой костюм. Когда они вернулись назад, то обнаружили, что их аппаратура похищена. После просмотра записей с камер видеонаблюдения стало ясно, что их украл сообщник псевдохулигана, который ждал удобного момента в фойе гостиницы.
Жертвами преступников стали и россияне. Руководитель Дома болельщиков сборной России Олег Румянцев заявил, что во время церемонии открытия из технической зоны пропали три ноутбука и фотокамера. После это охрана «Русского дома» в Рио была усилена.
А 11 августа вооруженному нападению подвергся титулованный российский пловец и серебряный призер Олимпиады-2012 Евгений Коротышкин.
Он сам подробно рассказал об инциденте в своем Instagram. «Этот пост не о спорте, а о том, куда его занесло. Сегодня по дороге в ресторан Astor на обед, в районе пляжа Ипанема, я был ограблен двумя неизвестными с оружием. Спешу сообщить, что со мной все хорошо. Разошлись полюбовно. Я им все из карманов вынул взамен на захватывающую историю для потомства. Недорого. Но волнительно...» — поделился бывший призер Олимпийских игр впечатлениями от встречи с местными бандитами. Как показала жизнь, не помогает при встрече с бразильскими гопниками и владение восточными единоборствами.
Незадолго до ограбления Коротышкина уличные искатели приключений атаковали бельгийского борца-дзюдоиста Дирка ван Тихелта.
Чуть раньше он завоевал бронзу на Олимпиаде. Спортсмен отправился на пляж Копакабана с другими спортсменами из Бельгии, чтобы отпраздновать свою победу. Там его встретили хулиганы, сильно ударили по лицу и отобрали мобильный телефон. Фотография Тихелта с медалью в руке и синяком под глазом на следующий день облетела большинство европейских газет.
Впрочем, иногда инициаторами криминальных историй оказывались и сами атлеты. Бразильская полиция задержала знаменосца олимпийской сборной Намибии 22-летнего боксера Джонаса Джуниоса. Он начал приставать к горничной, которая убирала его номер, однако женщина сбежала от боксера и вызвала полицию. В результате Джуниос отправился в камеру.
Похожим образом повел себя ровесник задержанного боксер из Марокко Хассан Саада. Еще до церемонии открытия он пристал сразу к двум горничным. Как сказано в протоколе полиции, одну из женщин он «трогал за грудь и делал непристойные жесты руками в ее адрес». В итоге Саада был задержан на 15 суток.
Оба боксера не смогут участвовать в олимпийском турнире, и теперь им грозит тюремный срок.
И все-таки основной объем преступлений на Олимпиаде совершают местные жители. Иногда за ними стоят те, кому по долгу службы положено бороться с бандитами. Накануне открытия стало известно, что военная полиция, бойцы которой также участвуют в обеспечении безопасности Игр, задержали гражданина Новой Зеландии, которому пытались вменить в вину нарушение правил дорожного движения. По их словам, у новозеландца также не было паспорта. За «решение вопроса» военные потребовали у него $600. В итоге иностранец заплатил бойцам военной полиции, но пожаловался властям на вымогательство. Полицейские теперь будут уволены со службы.
Жительница Рио-де-Жанейро Юлия Михайлова, которая работает на одну из крупных бразильских компаний, рассказала «Газете.Ru», что разгул криминала в городе разовыми акциями победить невозможно в принципе.
«В Бразилии в целом очень сильное имущественное расслоение, а в Рио эта проблема стоит особенно остро. Там полно трущоб, где живут бедняки, занимающиеся различными уличными преступлениями — в основном грабежами и наркоторговлей. Так вот, трущобы официально делятся на два типа: «пасифицированные», это куда полиция заходит, и те, куда сотрудники органов внутренних дел даже не суются. Понятное дело, что обычный человек, если ему не повезло оказался у трущоб второго типа, будет ограблен, убит или изнасилован с вероятностью в 90%», — сказала она.
По словам Михайловой, преступники в Рио часто сначала стреляют в своих жертв, а потом грабят, поэтому многие законопослушные люди предпочитают лишний раз не рисковать и стараются по возможности избегать встречи с грабителями.
«Этим отчасти обусловлена манера вождения в городе. Ночью водители, как правило, не останавливаются на красный свет, чтобы на остановке на них не напали. По этой причине я вовсе по городу на машине не езжу, и мой муж, бразилец по национальности, — тоже», — сказала она. Михайлова также отметила, что разгул криминала имеет место еще и потому, что за ряд преступлений в стране предусмотрены относительно мягкие наказания.
«Там достаточно либерально относятся, например, к торговле наркотиками. Условия содержания там тоже жесткими не назовешь.
Например, раз в неделю большинству из них разрешаются длительные свидания с женами и подругами в отдельном помещении.
А ключевая причина криминала кроется все же в нерешенности социально-экономических проблем бразильцев. Для многих из них Олимпиада и другие подобные события — это чуть ли не единственный шанс заработать очень хорошие по местным меркам деньги», — заключила Михайлова.
Своим мнением с «Газетой.Ru» поделился и житель Рио инженер Диего Оливейра.
«Я думаю, что меры по уменьшению преступности в Рио-де-Жанейро должны применяться постоянно. А сейчас мне кажется, что правительство города об этом беспокоится только из-за Олимпиады, — говорит Оливейра. — Да, они увеличили количество полицейских и стали больше выделять средств на безопасность. Но, к сожалению, мне так кажется, они не предприняли действий по искоренению причин преступности, как, например, поддержка социальных программ в фавелах, чтобы жители фавел знали, что у них есть другой выбор, кроме продажи наркотиков и воровства».
Публикации в бразильских СМИ тем временем подтверждают, что местный криминал взял курс на зарабатывание своего «олимпийского золота». Например, как пишет Mirror, с началом Олимпиады проститутки из района Рио Vila Mimosa (местный «квартал красных фонарей») снизили цены на свои услуги с 75 реалов (около $23) до 40 реалов (около $12). Для привлечения клиентов они также широко используют соцсети, такие как Facebook и Instagram.