Флешмобы, которые получили название ролезиньос (rolezinhos), проводят молодые бедняки, живущие в фавелах. Обычно они проходят в крупных универмагах. Последний ролезиньос должен был пройти в одном из самых дорогих торговых центров Рио-де-Жанейро «Леблон», где находятся 200 магазинов, рестораны и кинотеатр. На флешмоб должно было прийти до 9 тыс. человек — именно столько обещали принять участие в ролезиньос в группе события в фейсбуке. Однако владельцы, опасаясь акции, закрыли торговый центр. В итоге десятки молодых людей устроили танцы и барбекю у молла. Мировые СМИ уже сообщают о том, что протест с бразильских улиц переместился в торговые центры.
За прошедший месяц почти десять моллов и плаз в Бразилии пострадали от ролезиньос.
По сути, ролезиньос — это массовые сходы, в основном бедной черной молодежи, участники которых устраивают вечеринки в крупных торговых центрах, покупки в которых, как правило, совершают богатые белые потребители.
Газета The Guardian отмечает, что общемировая тенденция — когда подростки без дела торчат в универмагах — в Бразилии претерпела изменения. За счет лозунгов про классовое и расовое неравенство, которые звучат на ролезиньос, а также агрессивной реакции полиции эти акции приобрели политическое звучание.
Сбор на такие мероприятия происходит через социальные сети.
Социальный контекст, в котором проходят эти флешмобы, также важен — миллионы бразильцев смогли вырваться из нищеты и теперь могут так же, как и богачи, ходить в торговые центры за покупками. Но при этом в Бразилии остается большое количество жителей фавел, городских трущоб, которые разочарованы неравенством и экономической изоляцией.
Ролезиньос начались в Сан-Паулу в октябре прошлого года.
Первая такая акция состоялась 7 декабря в торговом центре неподалеку от одного из стадионов, где будут проходить матчи чемпионата мира по футболу.
Организаторы утверждали, что во флешмобе приняли участие 6 тыс. человек. Однако шумиха вокруг акций началась 11 января, когда состоялся ролезиньос в торговом центре Itaquera в пригороде Сан-Паулу. Он был организован любителями музыкального стиля Funk Ostentação, который популярен в фавелах.
После начала ролезиньос в этом торговом центре стали поступать сигналы о грабежах, и полиция применила против сотен подростков, участвовавших во флешмобе, слезоточивый газ и дубинки. Это породило гнев в социальных сетях, в итоге для участия в ролезиньос в «Леблоне» зарегистрировалось уже 9 тыс. человек.
Опасаясь повторения истории, владельцы молла пытались добиться запрета на проведение акции, но у них это не получилось.
Тогда они закрыли в воскресенье ТЦ, а на дверь повесили объявление: «Для обеспечения безопасности всех клиентов, арендаторов и работников торговый центр «Леблон» будет закрыт 19 января».
В итоге в воскресенье у молла собрались около 50 протестующих, а также множество полицейских и журналистов. «Я думаю, это наша победа, — сообщил житель фавел 25-летний Джандерсон Диас. — Люди понимают, что происходит расслоение в нашем обществе. Нам удалось показать, что на самом деле в Бразилии не так все хорошо, как нам пытаются показать».
Молодые люди, которые пришли на ролезиньос к «Леблону», устроили неподалеку барбекю, включили колонки и стали танцевать.
Кто-то был одет в костюмы, у некоторых были маски на лицах. Кроме того, у участников акции были баннеры, которые призывали к прекращению «бразильского апартеида». Кто-то повторял лозунг протестующих, которые выходили на улицы Рио-де-Жанейро в прошлом году: «Нам не нужен чемпионат мира».
«Жители фавел могут разве что претендовать на работу в таких торговых центрах. Клиентами же всегда являются богатые белые люди, — рассказал 23-летний студент одного из университетов Рио-де-Жанейро. — Таким протестом жители фавел хотят показать, что они такие же люди».
Ролезиньос стали своего рода возвратом к тем протестным настроениям, которые охватили Бразилию в прошлом году. Тогда в июне на улицы вышли более миллиона человек по всей стране. Нынешние же протесты могут принести серьезные убытки владельцам универмагов.
Президент страны Дилма Роусефф даже провела совещания по поводу новой формы протестов. Однако, как отмечают эксперты, пока никто не может предсказать, во что они могут вылиться.
Правозащитник Жоао Педро Падуя из группы независимых адвокатов Habeas Corpus заявил, что такое явление, как ролезиньос, открывает возможности перед бедняками приехать к крупным торговым центрам, которые стали символом богатства и неравенства, и поставить перед властями вопросы о нарастающем в стране неравенстве. «Это делается не для того, чтобы воровать или уничтожать эти торговые центры, а чтобы с помощью весьма веселого времяпрепровождения заявить о серьезных проблемах», — сказал он. По словам Падуи, традиция ролезиньос зародилась еще в 1970-х годах, когда в Сан-Паулу стали открываться первые моллы. Однако, как говорит Падуя, сравнивать масштабы нельзя — сегодня благодаря соцсетям значение ролезиньос выросло многократно.