В Киеве Шеремета любили: в «Украинской правде», с которой он сотрудничал в последнее время, его называли Пал Героич, к мнению журналиста прислушивались не только коллеги по цеху, но и политологи, чиновники, бизнесмены. «Наш Пал Героич был весельчаком и никогда не упускал возможности сделать замечание по поводу текстов или новостей. Его взгляд всегда был «над процессом». Он любил свою профессию и щедро делился профессиональными советами и замечаниями. Казалось, для него не было вопросов, на которые он бы не знал ответа», — говорится в заявлении «Украинской правды» на сайте издания. Известного журналиста похоронят в Минске.
Убийство в самом безопасном районе Киева
Шеремет был убит в самом центре Киева — в одном из самых безопасных районов города, рядом со зданием СБУ и представительствами иностранных государств. Автомобиль Subaru, которым управлял журналист, взорвался на пересечении улиц Богдана Хмельницкого и Ивана Франко. Больше никто не пострадал.
Шеремет ехал на утренний эфир радио «Вести», а взрывное устройство, предположительно, располагалось под креслом водителя. Пострадавшего вытащили из горящего автомобиля, но он умер спустя 10 минут в машине скорой помощи — полученные травмы оказались несовместимы с жизнью.
«Павел жил целенаправленной и честной жизнью в нескольких странах. Мы уважаем его как бесстрашного профессионала и сторонника свободы слова, революции достоинства, который желал лучшего будущего для Украины», — сказано в официальном сообщении Государственного департамента США. С просьбой быстро расследовать трагедию к руководству страны обратились представительства Европейского союза, Великобритании, Франции, Швеции, Канады и пр.
Украинцы массово несут цветы к месту трагедии. Национальная полиция расследует дело по статье «Умышленное убийство». Президент Украины Петр Порошенко уже провел экстренное совещание с силовиками и попросил главу нацполиции Хатию Деканоидзе возглавить специальную группу, которая займется расследованием резонансного убийства. Глава государства попросил ежедневно информировать его о ходе расследования. Помощь украинским следователям окажут представители ФБР США.
Убийство Павла Шеремета — уже второе резонансное убийство в Киеве за последние полтора года.
В середине апреля 2015 года во дворе своего дома был застрелен оппозиционный журналист Олесь Бузина. За три месяца было завершено следствие и установлены подозреваемые — бойцы АТО и активисты радикальных националистических группировок Андрей Медведько и Денис Полищук. Но Печерский районный суд выпустил Медведько под личное обязательство, а Полищука — под домашний арест. В середине июля у подозреваемых были принудительно взяты биологические образцы для повторного анализа с привлечением сотрудников полиции специального назначения КОРД.
Гражданская жена, российские спецслужбы и атмосфера ненависти
Павел Шеремет не критиковал украинскую власть, поэтому причин для его убийства, на первый взгляд, нет. Например, в своей последней колонке в «Украинской правде» он и вовсе поддерживал действия руководства батальона «Азов», некоторые бойцы которого, как утверждается, причастны к криминальным делам. «На таких добровольцев, как «Азов» Билецкого или «Миротворец» Тетерука, надо ориентироваться», — написал он.
Пока полицейские проводят исследования и опрашивают свидетелей, эксперты называют вероятные причины резонансного убийства. Одна из них может быть связана с гражданской женой Шеремета — Аленой Притулой, соосновательницей «Украинской правды». На ее автомобиле погибший и отправился на работу.
За несколько дней до трагедии в украинских СМИ были опубликованы снимки, на которых бывший сотрудник «Украинской правды» Сергей Лещенко, а затем главред издания Севгиль Мусаева-Боровик ужинают с бизнесменом Константином Григоришиным. Это вызвало волну негодования, учитывая тот факт, что Лещенко намерен создавать отдельную партию для участия в следующих выборах.
«Рассматривать убийство Шеремета невозможно без изучения его окружения. В первую очередь взаимоотношений Притулы, Мусаевой-Боровик и Лещенко с Григоришиным и другими «владеющими ресурсами» людьми.
Шеремет мог стать просто абсолютно не вовлеченной в конфликты «показательной жертвой», чтобы жестко предупредить тех, кто «полез не туда»,
— считает директор Института постинформационного общества Дмитрий Золотухин.
Схожей точки зрения придерживается и главный редактор интернет-газеты «Страна» Игорь Гужва. По его информации, против «Украинской правды» проводилась пиар-кампания в СМИ. Константин Григоришин, которого видели на встрече с депутатом и журналистом, конфликтует с руководством «Народного фронта» экс-премьера Арсения Яценюка и скандально известным депутатом Игорем Кононенко, входящим в ближайшее окружение Петра Порошенко.
«Одной из причин этого убийства стала атмосфера ненависти и нетерпимости, которая распространяется в стране через СМИ, соцсети, из уст властей предержащих. Когда на любого инакомыслящего вешается клеймо врага, агента, «нелюдя», тогда и создается атмосфера, в которой жизнь человека стоит все меньше. В том числе и жизнь журналиста», — заявил Гужва в эфире телеканала News One.
Кроме версии убийства из-за профессиональной деятельности, прокуратура рассматривает возможность версии дестабилизации ситуации в центре столицы, заявил генеральный прокурор Украины Юрий Луценко.
«Любые акции в ближайшее время должны организовываться с применением рамок металлоискателей. Слишком много информации поступает о возможных провокациях
в ближайшие дни», — заявил он.
Депутат от «Блока Петра Порошенко» Вадим Денисенко поясняет, что как минимум половина общества, даже те, кто ненавидит Порошенко, уверены, что вся эта история — дело рук российских спецслужб. «В обществе запускается история о том, что государство не может нас защитить. Нагнетание ощущения незащищенности — возможно, это является основой истории? Полгода несколько проевропейских сил нагнетают социальный страх. Сейчас будет нагнетаться история о том, что страшно ходить по улицам. А при этом все чиновники продолжают воровать», — считает он.
Еще один вариант — дискредитация работы руководства страны. «Вполне вероятно, что заказчики этой истории хотят повторить систему политической раскрутки «дела Гонгадзе» на новом этапе», — рассуждает Вадим Денисенко. По его мнению, в ближайшее время стоит ожидать заявлений о том, что убийство заказал кто-то из высших чинов государства. Тогда и начнется «политическая раскрутка», добавил Денисенко. Исходя из этого, Петр Порошенко больше всех заинтересован в том, чтобы убийц Павла Шеремета задержали как можно быстрее, резюмировал депутат.