Собственно, вторая часть – арест и принудительные работы и прописаны в постановлении Совета министров №771 «Об установлении порядка привлечения административно арестованных к выполнению общественно полезных работ». Этот документ установил порядок привлечения к общественно полезным работам белорусов, которые попадут под административный арест по причине неуплаты или неполной уплаты налога на тунеядство.
Сама возможность такого наказания, как арест и принудительные работы для тех, кто просто не хочет работать или долго не может найти работу, появилась в белорусском законодательстве весной нынешнего года. 2 апреля Александр Лукашенко подписал декрет №3 «О предупреждении социального иждивенчества», в обществе более известный под названием «Декрет о тунеядцах». Один из главных его постулатов:
граждане трудоспособного возраста, не участвующие в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, будут уплачивать единый сбор в размере 20 базовых величин.
Это 3 млн 600 тыс. белорусских рублей – $205 – очень большая сумма по меркам Белоруссии, где месячное пособие по безработице составляет около $12.
Раскошелиться придется, если человек в течение года официально не работает 183 календарных дня и более. Изначально задачей «Декрета о тунеядцах» была борьба с теми, кто зарабатывает «в тени», – строителями-«шабашниками», репетиторами, программистами-фрилансерами, переводчиками «на дому», контрабандистами (не секрет, что в Западной Белоруссии за счет контрабанды и челночных поездок за товарами живут буквально сотни тысяч человек – целые города).
За неуплату или неполную уплату налога на тунеядство предусмотрен штраф от 2 до 4 базовых величин или административный арест с обязательным привлечением к выполнению общественно полезных работ. Фактически декрет №3 – это своего рода ловушка для тех, кто предпочитает работать и зарабатывать, не регистрируя свои доходы. Если человек не заплатил «налог на тунеядство», он отправляется в тюрьму, если же заплатил – к нему является налоговая инспекция с вопросом: «Откуда деньги, раз ты не работаешь?»
Но в ту же западню попадают и домохозяйки (исключение для них не предусмотрено), и те безработные, которые достаточно долго находятся на учете в центрах занятости, но так и не могут найти подходящую работу.
«Декрет о тунеядцах» вызвал бурную реакцию в белорусском обществе – в стране, по некоторым данным, каждый второй подрабатывает неформально, не делясь с государством. Сейчас в Белоруссии проходят президентские выборы, и в качестве кандидата в них даже пытался принять участие «претендент от партии тунеядцев» Юрий Шульган. Однако он был задержан милицией.
И вот теперь правительство Белоруссии четко прописало, как именно во время административного ареста тунеядцев будут отправлять на общественные работы. Заказывать себе дармовую рабочую силу в лице «тунеядцев-неплательщиков» смогут организации республиканской или коммунальной форм собственности. Для этого им потребуется направлять заявки в территориальные органы внутренних дел, в которых есть центр изоляции правонарушителей или изолятор временного содержания – места отбывания административного ареста.
Подробности журналистам рассказал начальник департамента по гражданству и миграции МВД Алексей Бегун. «Это работа без оплаты, для выполнения которой не требуется определенных профессиональных знаний и навыков, квалификации, имеющая социально полезную значимость для административно-территориальной единицы, – рассказал он. –
Например, уборка улиц, кладбищ, иных объектов социального назначения, сбор камней на полях и тому подобное».
В правительственном постановлении указано, что продолжительность общественно полезных работ для административно арестованных не должна превышать 8 часов в день и 40 часов в неделю. Предусмотрен обеденный перерыв – не менее 20 и не более 60 минут. Время перерыва для отдыха и питания не включается в продолжительность выполнения общественно полезных работ.
Те организации, которые затребуют себе административно арестованных для выполнения работ, обязаны будут обеспечивать их доставку к месту работы, предоставлять им инструменты и спецодежду, а также при необходимости – средства индивидуальной защиты; обеспечивать безопасность труда. К тем арестантам, кто будет уклоняться от работы, будут применяться дополнительные меры воздействия. Это может быть выговор, внеочередное дежурство по уборке помещений, карцер или содержание в одиночной камере.
Постановление Совмина Белоруссии уже вступило в силу, но применяться на практике оно начнет не раньше 15 ноября 2016 года.
Именно до этой даты всякий, кто признает себя «социальным иждивенцем», должен будет уплатить «налог на тунеядство».
Белорусские правозащитники уже неоднократно указали на то, что принятое сейчас постановление Совета министров, равно как и весенний президентский «Декрет о тунеядцах», – это грубейшие нарушения утвержденной ООН Всеобщей декларации прав человека, к выполнению которой в свое время присоединилась и Белоруссия. По их мнению, это еще и нарушение Конвенции №29 Международной организации труда, которую Белоруссия также ратифицировала. Эти документы категорически запрещают использование принудительного труда. Да и в белорусской конституции в статье 41 прописано право на труд – но не обязанность трудиться или как-либо компенсировать государству факт своей незанятости.
Между тем сегодня белорусские предприятия, где могла бы пригодиться неквалифицированная рабочая сила, сами страдают от избытка незанятых рабочих рук. Из-за падения цен на нефть российский рынок для белорусской продукции резко сократился, а в мире товары белорусских производителей просто неконкурентоспособны. В результате многие ведущие белорусские заводы работают по два-три дня в неделю, а их работники часто просто слоняются без дела.
Увольнять же ненужных работников запрещено – власти не хотят получить социальную напряженность перед президентскими выборами (они назначены на 11 октября).
«В привлечении к принудительному труду «суточников» ничего нового нет, это была распространенная практика в СССР, вспомним хотя бы «Приключения Шурика». В те времена на сутки сажали за мелкое хулиганство, и это были в основном пьяные дебоширы, в нашем же случае ситуация выглядит дико, поскольку на фоне сокращения крупных госпредприятий и роста безработицы эти учреждения скоро превратятся в отечественные ГУЛАГи, – говорит экс-депутат парламента Белоруссии Андрей Климов, который при Лукашенко за свои политические убеждения сам трижды побывал в тюрьме. – Хотя изначально идея президентского декрета была проста: заставить частников, которые ведут свой бизнес по-черному, платить налоги.
Но тогда никто не предполагал, каковы будут масштабы массовой безработицы уже через год, и теперь это постановление Совмина накануне выборов только подогревает социальную напряженность в обществе.
В конечном итоге все это превращается в массовый общественный неуправляемый процесс — такой, который в начале 90-х привел к отстранению от власти команды Кебича (Вячеслав Кебич, премьер-министр Белоруссии в начале 90-х, в 1994-м был соперником Лукашенко на первых выборах президента страны. – «Газета.Ru»)».