Правительство Белоруссии готовится ввести дополнительный налог на тех граждан, кто официально не работает. В белорусском сегменте интернета появилось несколько посвященных этому новшеству документов — проект указа президента «О некоторых мерах по участию граждан в финансировании расходов государства», постановления правительства и решение министерства труда и социальной защиты, а также так называемое «Обоснование необходимости постановления совета министров», подготовленное министерством труда и социальной защиты.
Судя по ним, белорусские власти хотят ввести «налог на безработных» с 1 января 2015 года в размере 20 базовых величин (на данный момент это примерно $284).
Оплачивать его надо будет ежегодно до 1 июня, сумма налога будет пересматриваться ежегодно.
Для организации выплаты нового налога будет сформирована база данных на всех жителей Белоруссии в возрасте от 18 до 55 лет для женщин и до 60 лет для мужчин. Созданием базы поручено заняться МВД; в нее включат всех белорусов, кто формально нигде не работает. Весь сбор информации по таким гражданам, ее хранение и использование будут осуществляться без согласия граждан.
Планы по введению «налога на безработных» не стали большой неожиданностью для белорусов. Еще 12 июля эту идею озвучил премьер-министр Белоруссии Михаил Мясникович. Он сообщил, что в Белоруссии примерно 445 тыс. человек из числа трудоспособного населения нигде не работают и не вносят никакого вклада в развитие экономики, но при этом пользуются всеми социальными благами. По мнению премьера, так дальше продолжаться не может. «Ситуацию нужно исправлять. Один из способов — введение налога с неработающих», — заявил Мясникович.
Таким образом, глава правительства признал, что уровень безработицы в республике составляет около 10% от трудоспособного населения, автоматически поставив под сомнение достоверность данных официальной статистики, которая стабильно показывает цифру в полпроцента безработных.
Однако это в большей степени вопрос терминологии. По традиции в белорусском правительстве «нигде не работающими» иносказательно называют тех белорусов, которые заняты в теневом секторе экономики либо уехали на заработки за границу. То, в каких количествах белорусы (прежде всего строители) едут на заработки в Россию, уже не раз обсуждалось правительством и президентом. А жители западных и северных регионов столь же активно промышляют приграничной торговлей и мелкой контрабандой. Достаточно вспомнить, что в январе нынешнего года прокуратура Гродненской области предложила отказать челнокам, которые ездят в соседние Польшу и Литву торговать соляркой и сигаретами, в бесплатной медицине и дешевых детских садах.
По оценкам местного управления МВД, не менее 18 тыс. жителей Гродненской области трудоспособного возраста нигде официально не работают, но при этом ездят на дорогих машинах, строят дорогие коттеджи или являются собственниками нескольких квартир.
По мнению правоохранителей, это те люди, которые зарабатывают на нелегальной торговле. Хотя сами гродненцы говорят, что челноков как минимум на порядок больше, просто далеко не все имеют действительно большие доходы.
«Я думаю, что налог на безработных — это еще одна странная идея в стиле ста долларов госпошлины для граждан, выезжающих за рубеж, — уверена глава гражданской кампании «Наш Дом» Ольга Карач. — Это говорит о том, что у белорусской власти банально нет денег, и они ищут, где найти дополнительные источники финансирования. К сожалению, за последние 18 лет государство не смогло построить устойчивую систему самофинансирования.
Будем честными перед самими собой: Беларусь не является экономически независимым государством.
Что произойдет в случае принятия налога на безработицу? Белорусские граждане будут все активнее покидать страну (этот ручеек сейчас уже превратился в поток) и все активнее отказываться от белорусского гражданства — ведь государство только требует, берет, забирает, но ничего не предлагает взамен».
В обосновании указа о новом налоге упоминается статья 56 конституции, в которой указано, что граждане обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей. По оценке правительства, в первый год после принятия указа в бюджет должно поступить порядка 400 млрд белорусских рублей (около $45 млн), а в дальнейшем этот денежный поток начнет сокращаться, так как белорусы будут трудоустраиваться активнее.
Впрочем, из правительственных документов следует, что чиновники правительства хорошо понимают и негативные последствия, к которым может привести принятие указа.
Они перечислены в том самом обосновании, в котором разъясняется, почему вообще данный налог должен быть введен:
1. Невозможность востребовать налог с лиц, ведущих асоциальный образ жизни, граждан выявленных, но не найденных, и это приведет к росту задолженности перед бюджетом.
2. Возникновение судебных тяжб (с лицами, не согласными или не имеющими возможность заплатить налог).
3. Рост уровня регистрируемой безработицы.
4. Создание социальной напряженности в обществе.
«Введение подобного налога, конечно, будет интересным экспериментом в истории независимой Беларуси. Важно, что власти понимают и учитывают негативные последствия введения налога (рост официальной безработицы и социальной напряженности), но по всему видно, что они этих последствий не боятся, — говорит эксперт аналитического проекта Belarus Security Blog Виктор Евмененко. — Сейчас белорусская власть всячески оптимизирует бюджетные расходы и ищет новые источники поступлений в бюджет. Ведь впереди непростые в экономическом плане годы (в 2014 году, например, предстоят самые большие выплаты по ранее взятому кредиту МВФ). И введение данного налога как раз вписывается в меры по пополнению бюджета, потому, скорее всего, он будет принят. Но социальные и политические последствия введения данного налога, на мой взгляд, не до конца просчитаны.
Безусловно, белорусы не выйдут на улицу с протестами, но злость и обида определенной части населения на власть возникнет.
И в будущем оппоненты власти данным обстоятельством смогут воспользоваться».