Москвичка Валентина Минакова в свои 56 лет с удовольствием катается на самокате. «В юности даже в университет на велосипеде ездила. Конечно, раньше машин на дорогах было значительно меньше, да и пробок таких не было. Поэтому мы спокойно катались, не опасаясь плотного потока автомобилей. Сейчас ситуация совершенно иная, и я бы не рискнула поехать по делам на велосипеде, возраст уже не тот. Другое дело — самокат. Сначала внучке подарили, а потом и себе купила. Стали вдвоем кататься в парках, скверах. А теперь вот и по району езжу. Бывает, на остановке с самокатом стою, автобус жду, удобно. Взял и пересел при необходимости. Соседи сначала удивлялись, потом привыкли, кивают мне при встрече, я хоть и на пенсии, но за тенденциями слежу», — рассказывает пенсионерка.
Судя по всему, за тенденциями следят и депутаты Мосгордумы. Глава комиссии столичного парламента по законодательству Александр Семенников недавно выступил с инициативой создания городской системы аренды самокатов по аналогии с прокатом велосипедов.
По словам депутата, соответствующее предложение было направлено в городской департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. «Эксперимент по организации велопроката два года назад оказался весьма удачным, а учитывая, что в последнее время самокат становится все более популярным средством передвижения у москвичей, было бы логично и дальше развивать данное направление.
Для начала можно добавить несколько ячеек с самокатами на уже существующие стоянки велопроката,
таким образом минимизируя расходы, связанные с отдельным паркингом. Начать стоит с рекреационных зон, парков, аллей, а уже потом внедрять систему аренды на улицах города», — рассказал депутат «Газете.Ru».
В свою очередь, в пресс-службе департамента транспорта «Газете.Ru» сообщили, что данное предложение в настоящее время не рассматривается. Однако ранее замруководителя департамента Алина Бисембаева говорила, что не исключает возможности развития самоката как альтернативного средства передвижения по городу.
У этого вида транспорта есть неоспоримые плюсы. Так, например, лицо, управляющее самокатом, приравнивается к пешеходу, поэтому
самокатчики могут свободно ездить по тротуарам и пешеходным зонам,
добавили в пресс-службе департамента. А вот велосипедисты на ту же свободу передвижения рассчитывать не могут: согласно ПДД, они должны двигаться по правому краю проезжей части или по обочине, если это не мешает пешеходам. Также стоит отметить, что в общественный транспорт, в частности в метро, с самокатом пускают свободно, чего нельзя сказать о велосипеде.
Кроме того, самокат является сравнительно безопасным средством передвижения, так как даже во время падения есть возможность удержать контроль над самокатом и остаться на ногах, считает врач — травматолог-ортопед Сергей Дедов. «Однако новичкам нужно иметь в виду, что во время катания колоссальная нагрузка идет на неподготовленные икроножные мышцы. В результате может разболеться стопа. Травмы, от растяжений до переломов, чаще всего получают подростки, потому что катаются без налокотников и наколенников. Конечно, к нам и взрослые обращаются, но серьезнее ушибов и ссадин случаев пока еще не было», — сообщил врач «Газете.Ru».
Впрочем, есть у самокатов и свои недостатки. Как отмечает куратор направления «Пешеходы и велосипедисты» экспертного центра «Пробок.нет» Диана Хакимова, у самокатчиков возникают проблемы не столько с транспортировкой самоката, сколько с отсутствием инфраструктуры.
«Настоящая беда — уличная плитка, так как ездить по ней, особенно когда идет дождь, довольно опасно.
Да и в центре города особо не разъездишься из-за высоких бордюров и неприспособленных переходов. Еще одной существенной проблемой стал паркинг, который для самокатов просто не предусмотрен. Поэтому многие либо привязывают самокаты в торговых центрах, либо оставляют их на попечение офисной охраны», — пояснила она «Газете.Ru».
Выбрать идеально подходящий самокат — дело не самое простое, однако есть ряд общих рекомендаций, которые стоит учитывать. Буквально два года назад, до скачка валют в нашей стране, купить приличный самокат можно было всего за 4 тыс. руб. Сейчас эту цифру надо помножить на два, в магазине вам придется оставить в среднем 8 тыс. руб.
«Конечно, в продаже имеются и так называемые китайские клоны, они дешевле оригинала (эталонным считается производство Франции), стоят всего пару тысяч рублей. Однако из-за высокой платформы, которую чаще всего делают китайские производители самокатов, уже через 500 м ваши ноги устанут так, словно вы проехали 10 км. Кроме того, уже через месяц клон может в буквальном смысле развалиться в совершенно неподходящий для владельца момент», — рассказывает продавец-консультант гипермаркета спортивных товаров Егор Щукин.
По словам Щукина, при выборе двухколесного транспорта также необходимо обратить внимание на весовое ограничение. «Так, например, самокаты с большими колесами выдерживают человека весом 100–120 кг. Рост значения не имеет, так как практически у всех моделей руль можно отрегулировать. Всего есть три стандартных положения — низкое, среднее и высокое. Таким образом, для 95% взрослых подобрать самокат не проблема. Комплектация настраивается исходя из индивидуальных параметров самокатчика», — пояснил он.
Что касается подростков, консультанты советуют брать экстремальные самокаты, предназначенные для трюков и прыжков с трамплинов. Связано это в первую очередь с тем, что
дети часто прыгают с бордюров, неудачно при этом приземляются и, бывает, даже падают. Уже через пару месяцев подобного катания у обычного самоката начинает изнашиваться подшипник в колесе.
Соответственно, родителям придется постоянно его чинить или менять колесо.
Для взрослых сейчас выпускаются самокаты с маленькими, большими, надувными и сплошными каучуковыми колесами. На маленьких колесах довольно сложно разогнаться, что исключает риск получения травмы. Однако, выбирая данную модель, будьте готовы к тому, что вам придется прилагать вдвое больше усилий, чтобы проехать то же самое расстояние, что и на самокате с большими колесами.
Модели с большими надувными колесами — своего рода вездеходы — идеально подходят для перемещения по сельской местности или на даче. Они очень устойчивые, за счет чего способны проехать практически по любым дорогам, хорошо проходят колдобины на асфальте. А вот самокаты с каучуковыми колесами мобильнее, легче, за счет чего они более приспособлены для города.