Московский департамент транспорта одобрил идею создания специализированных мест для парковки скутеров и мотоциклов. Таким образом, город сможет более эффективно распоряжаться парковочным пространством. Как рассказал «Газете.Ru» глава департамента Максим Ликсутов, даже в зоне платной парковки мотоциклисты могут оставить свой транспорт бесплатно.
«Мотоциклы и скутеры можно оставить бесплатно везде, где разрешается парковка автомобилей.
Мы выступаем за то, чтобы они также смогли припарковаться там, где не помещается обычная машина, если при этом они не будут нарушать ПДД и мешать другим участникам дорожного движения», — сказал чиновник.
С предложением оборудовать отдельные парковочные места для скутеров в мэрию обратился руководитель проекта «Пробок.нет» Александр Шумский. «В Москве пока нет необходимой инфраструктуры для водителей двухколесного транспорта: парковок, полос. А, например, в Испании для мотоциклистов есть отдельные стоп-линии перед светофорами, которые располагаются ближе к переходу, чем автомобильные. Скутер проезжает на зеленый свет быстрее, что делает его более привлекательным видом транспорта», — пояснил Шумский «Газете.Ru».
Парковочные места для мотоциклов во всем мире выделяются специальной разметкой: оставлять транспорт следует или перпендикулярно к бордюру, или «елочкой», тогда экономия парковочного пространства будет максимальной. «Одно машино-место равноценно местам для трех-четырех мотоциклов или пяти-шести мопедов», — говорит Шумский.
Облегчить жизнь мотоциклистам должна и другая инициатива общественников. «Парадоксально, но мотоциклисты не имеют права развивать скорость выше 90 км/час на автострадах, хотя автомобилисты могут разгоняться до 130 км/час. При этом водители двухколесного транспорта редко соблюдают это ограничение. Мы направили обращения в профильные структуры с просьбой уравнять в этом отношении машины и мотоциклы», — рассказал Шумский.
Москвич Иван Мухин всерьез раздумывает о получении водительских прав категории «А», продаже собственного автомобиля и покупке мотоцикла. «Расходы на машину увеличились примерно наполовину. Например, чтобы доехать до дачи, тратилось бензина на тысячу рублей, теперь — на полторы. Мотоцикл удобен не только тем, что топлива меньше тратится, но и тем, что не приходится торчать в пробке, можно проехать практически везде. И припарковать его легко», — рассказал Мухин «Газете.Ru».
В кризис скутеры выгоднее мотоциклов, отмечает Шумский: «Москвичи любят дорогие модели мотоциклов, которые потребляют много бензина. А вот на мопеды, скорее всего, будут пересаживаться активнее, особенно если получится сделать так, чтобы транспорт можно было припарковать с защитой от угона.
Кроме того, пока мотоциклы и скутеры чисто технически нельзя эвакуировать, что тоже является определенным плюсом».
Самым выгодным в кризис видом двухколесного транспорта остается велосипед. В прошлом году были приняты поправки в ПДД, по которым, в частности, велосипедистам разрешили держаться за руль одной рукой, выезжать на тротуары и не уступать дорогу автомобилям при поворотах. Также в документе разрешили устраивать велодорожки непосредственно на проезжей части.
26 февраля этого года в Госдуму РФ был внесен законопроект, где описывается, как должны выглядеть велопарковка и велохранилище. Парковка должна быть оборудована одной или несколькими стойками, соединенными между собой и прикрепленными к единому основанию — чтобы транспорт можно было приковать к ним. На такой парковке разрешается оставлять не только велосипеды, но и прогулочные инвалидные, а также детские коляски. Согласно документу, места для хранения велосипедов — это запирающиеся боксы или помещения, которые будут находиться на придомовой территории. А решать, где и в каких объемах прокладывать дорожки и парковки, будут регионы.
На днях Минтранс РФ разместил для обсуждения законопроект, разрешающий велосипедистам передвигаться по выделенной полосе для общественного транспорта.
«Сейчас велосипедисты вынуждены перестраиваться на вторую полосу, это выглядит странно и повышает аварийность, — отмечает Шумский. — Если им разрешат ездить по выделенным полосам, это сильно повысит популярность этого транспорта. Вообще сейчас для поездок на работу велосипед используют пара тысяч москвичей. Если в городе будут делать больше велодорожек, парковок и другой инфраструктуры, то в перспективе этот показатель может вырасти до 100–150 тыс. человек».
Сезон альтернативных автомобилю видов двухколесного транспорта традиционно начинается в конце марта или в апреле и заканчивается в конце октября. Каким велосипедом пользоваться — прокатным или собственным, — вопрос неоднозначный. Тарифы в московской системе велопроката в прошлом году выросли в среднем на 30%. Например, абонемент на сезон увеличился с 950 до 1,2 тыс. руб., на месяц — с 450 до 600 руб., а на день — с 100 до 150 руб. В 2015 году плату за прокат также планируется повысить, однако как именно — станет известно ближе к началу велосезона, то есть в конце марта.
С другой стороны, теперь свой аккаунт в системе велопроката можно привязать к карте «Тройка», используя ее вместо логина. Оплачивать прокат теперь можно не только через саму стойку проката, но и через специальный терминал на руле велосипеда. И, наконец, прокатные велосипеды стали удобнее и эргономичнее.
Цены на сами велосипеды выросли примерно в полтора раза, пояснил «Газете.Ru» координатор проекта «Общественный велоконтроль», руководитель движения «Русвелос» Петр Дворянкин.
«Несмотря на это, можно прогнозировать, что в этом году на двухколесный транспорт пересядут многие, — полагает он. — Все-таки бензин дорожает, а для мотоцикла, хоть он и потребляет его меньше, чем автомобиль, требуется топливо. Очень сэкономят, пересев на велосипед, люди, живущие или работающие в зоне платной парковки. К тому же велосипед позволяет комбинировать несколько видов транспорта, потому что его можно провозить в электричке или в метро, если снять переднее колесо».