История об угнанных в Тюменской области самолетах, которые в воскресенье якобы летели на Москву, оказалась правдой лишь наполовину. Об угоне сообщили в следственном управлении СКР на транспорте по УрФО. По их данным, рано утром, в 4.50, в воскресенье с аэродрома авиаспортивного клуба ДОСААФ в Ишиме совершили несанкционированный вылет два самолета — Як-52 и Gardan GY-80-160. Однако через какое-то время после взлета в Як-52 возникли неполадки, из-за чего самолеты были вынуждены сесть на аэродроме ДОСААФ в соседнем городе Ялуторовска. Там Як-52 совершил жесткую посадку — у него не вышли шасси. «Далее пилот Як-52, пересев в самолет Gardan GY-80-160, продолжил полет», — заявили в СК на транспорте по УрФО.
Источники ТАСС в правоохранительных органах заявили, что самолет летит на Москву.
Только вечером самолет добрался до Владимирской области и приземлился для дозаправки, где оба пилота узнали, что они оказались «злостными угонщиками».
«Один из мужчин, который совершил несанкционированный вылет и, как считалось ранее, угнал спортивный самолет с аэродрома в Тюменской области, задержан», — сказал «Интерфаксу» источник в правоохранительных органах. По предварительным данным, ими занялось управление ФСБ. «Он не задержан, добровольно отправился в транспортную прокуратуру и сейчас дает там показания», — уточнил в соцсетях друг пилота Як-52 Николай Воропаев.
Как оказалось, за рулем Як-52 находился Илья Кудряшов, физик-ядерщик из подмосковного Королева, сотрудник НИИЯФ. Он полетел в Тюмень вместе со своим другом Рамасом Шермардини.
«Для Ильи небо — вторая профессия, он с детства увлекался авиацией, — рассказал «Газете.Ru» его друг и коллега Александр Прохоров.
— Он является профессиональным пилотом. Они с товарищами давно планировали купить спортивный пилотажный самолет для самостоятельных полетов и для тренировки других пилотов. Устраивавшее их предложение по цене/качеству они нашли в Ишиме, начали вести переговоры, договорились обо всем, перевели деньги и полетели забирать. На месте они были уже 17-го числа. И тут начались проблемы и претензии, в которых теперь придется разбираться следствию. Именно эти проблемы, видимо, заставили пилотов вылететь с аэродрома с покупкой и искать правды в другом месте».
По словам Прохорова, были претензии к оформлению полета того самолета, на котором они прилетели в Ишим: что-то было неправильно оформлено или отсутствовало. Как заявил сотрудник правоохранительных органов Lifenews, о пилотах в ФСБ и прокуратуру сообщили представители ДОСААФ, так как они «прилетели без документов, без плана полета, а самолет был без опознавательных знаков». За это, как сообщается, пилоты были оштрафованы на 10 тыс. руб. Своим друзьям в Москву Кудряшов написал, что возникли проблемы с бюрократией.
«А дальше что-то пошло не так еще и со сделкой. Но что — мы, друзья, доподлинно не знаем, — говорит Прохоров. — В настоящий момент ведутся активные следственные мероприятия. Илья смог выйти с нами на связь, сказать, что с ним все в порядке».
Владельцем Як-52 был ишимский клуб ДОСААФ, уточнили в СК по транспорту УрФО.
В центральном офисе ДОСААФ в понедельник заявили «Газете.Ru», что самолет был старым — выслужил установленные сроки службы — и поэтому не мог быть выставлен на продажу.
«Со слов начальника Ишимского АСК Мякишева А.Л., экипаж подавал заявку на вылет двух самолетов. Подтверждения прохождения заявки экипажем получено не было. В настоящее время проводятся следственные действия в отношении экипажей самолетов и руководителей авиационных организаций в Ишиме и Тюмени. Для расследования создана комиссия ДОСААФ России, которая 22 июня вылетает в Тюмень», — заявил заместитель председателя ДОСААФ России – директор департамента авиации Виктор Бычков.
После взлета у Як-52 остановился двигатель, добавил Бычков, а в результате жесткой посадки машина получила незначительные повреждения. «Полет выполнялся летчиком, не являющимся сотрудником ДОСААФ России, под контролем Центрального командного пункта авиации ДОСААФ России с использованием системы спутникового контроля без уведомления органов управления воздушного движения», — пояснил Бычков.
Самолет Ильи Кудряшова базируется в подмосковном аэроклубе «Пересвет-Аэро». Там «Газете.Ru» подтвердили, что знают его и в курсе его попытки приобрести самолет. «Легкомоторные самолеты стоят как машины. Например, подержанный самолет можно купить за миллион рублей», — отметил представитель аэроклуба.