«Люди в шоке, они даже говорить не могут — губы трясутся», — вспоминает жительница Саяногорска Ольга Худышкина свой приезд в деревню Собинка. Она работает в ЖЭКе, и после сильнейших пожаров, которые прошлись по деревням Хакасии, она не смогла остаться в стороне.
«По городу расклеили объявления о приеме вещей, днем в понедельник поехали в Собинку, в штаб, спросили у них, что им нужно», — говорит Худышкина. Штаб находится в местном Дворце культуры: он уцелел во время пожара.
«Там половина деревни уничтожена, очень страшно, как в фильме про войну. Одни печки остались.
Люди рассказывали, что был травяной пожар, но из-за шквального ветра получилась стена огня. Пламя, говорили, было в человеческий рост, хотя трава-то совсем невысокая. Пожар начался днем, и дома сгорели очень быстро и неожиданно, как будто маслом облитые. Люди выскакивали без документов, в халатах», — говорит волонтер.
Вокруг Саяногорска в радиусе 15 км много деревень — Собинка, Новоенисейка, Дмитриевка, Новониколаевка, Новокурск, Калы и многие другие. Когда там заполыхали дома, жители города сели в машины и поехали на помощь. «Куртки с себя стаскивали, сбивали пламя, кто огнетушитель использовал, кто воду подвозил», — говорит Худышкина.
«Целый день провел в Новокурске, помогая тушить пожары! Такой жести ни разу не видел и, надеюсь, никогда не увижу больше!» — пишет один из волонтеров на местном форуме.
«Мы тоже с мужем провели весь день в Собинке. Сколько живу, такого ужаса не видела. Выгорели улицы. При таком ветре практически невозможно было заливать, наверное, все молились, чтобы стих ветер», — сообщает еще одна горожанка.
«Впервые в жизни на такое попал, дай бог последний, — пишет волонтер, который поехал в Новоенисейку. — Если честно, не ожидал, что что-то доброе осталось в наших людях. Много встретил знакомых и коллег, которые тоже приехали и не остались в стороне, помогая отстаивать то, что еще не пожрало пламя. Просто хочу поблагодарить людей, которые не были равнодушны и принимали участие во всем этом нелегком деле: мужика с бензопилой, который отпиливал забор, чтобы огонь по нему дальше не пошел; водителя грузовичка, который в кузове возил бочки с водой и тросом растаскивал все, что могло передать огонь дальше;
спасибо водителям фур-молоковозов (было странно черпать воду, наполовину разведенную молоком);
спасибо парню, что раздавал респираторы, очень пригодились местами; тем, кто припер генератор, чтобы запустить электронасосы для подачи воды; людям разных мастей, в их числе очень много молодежи от 12 лет — мальчишки и девчонки, которые в цепочках передавали воду для тушения (была даже одна беременная, ругали мы тебя за это — не фиг тяжести таскать!); ребятам-солдатам в военной форме и с лопатами, помогавшим во всем; вертолетам, которые как могли, так попадали (но с наводкой с земли было бы эффективнее); пожарным, замученным и работающим уже на автопилоте, за то, что прислушивались к населению и более или менее принимали правильные решения на применение своих рукавов».
После пожара люди объединились и начали собирать помощь погорельцам. Многие обращались с вопросом в администрацию города, но там отвечали, что не занимаются координацией этого вопроса. «Дело в том, что деревни подведомственны не городу, а Бейскому району. А Бея далеко от нас, километров тридцать», — говорит Худышкина. Она говорит, что организационные проблемы — самые главные сейчас. «Еще с горячим питанием МЧС решило вопрос, но помощи в виде одежды, предметов первой необходимости очень не хватает», — говорит жительница Саяногорска.
Сейчас погорельцам очень нужны матрасы и одеяла.
Временную крышу над головой они вроде нашли. В Собинке половина домов еще цела, там местные взяли к себе оставшихся без крова. Некоторых приютили у себя жители Саяногорска.
Пока что сбор вещей идет нецентрализованно. Люди просто пишут на местном форуме адрес и время, где они будут стоять с машиной, а затем едут в деревни. Ольга Худышкина принимает вещи у себя в ЖЭКе. «Раскладываем одежду по полу и возрастам, чтобы на месте было удобнее вещи раздавать. Завтра поедем развозить на грузовике. Может быть, еще мебель удастся собрать», — говорит она.
Волонтеры собирают помощь во многих городах Хакасии, а также в других крупных городах России. Пункт приема помощи открыт даже в Москве, в представительстве Хакасии в Мамонтовском переулке. Еще в понедельник глава Хакасии Виктор Зимин распорядился создать счет, на который можно переслать деньги погорельцам. Вещи также принимают в управлениях соцподдержки республики.
Всего в республике за минувшие выходные сгорело около 1,4 тыс. домов, на улице оказались 5 тыс. человек. Новое жилье для них будет построено к осени. Уже во вторник начнется расчистка пепелищ, а через полторы недели строители приступят к работе. «Построить дома за пять месяцев. К осени люди должны заселиться в новое жилье», — распорядился руководитель Хакасии.