Силовики пришли в LifeNews во вторник днем. С собой они принесли санкцию Савеловского суда на проведение следственных действий. Как пояснил собеседник «Газеты.Ru», знакомый с ситуацией, в постановлении говорилось о разглашении некой гостайны. Об этом же, по словам источника, говорили и сами следователи.
Однако более реалистичным основанием для визита стала проверка по факту публикации от 26 ноября 2014 года и сюжета на ту же тему, который появился на канале LifeNews. Он был посвящен инциденту в одной из московских коррекционных школ, воспитанница которой, 11-летняя девочка, пожаловалась в правоохранительные органы на то, что ее изнасиловал несовершеннолетний девятиклассник. Как следует из сюжета, руководство интерната было в курсе происходящего, однако никак не повлияло на ситуацию. Также журналисты уточняют, что по факту изнасилования девочки начал работать СК и уже вызвал на допрос родителей учеников и и.о. директора школы.
Какова судьба этого расследования — неизвестно, однако история с журналистским материалом получила неожиданное развитие.
Вскоре после публикации в правозащитную организацию «Сопротивление» обратились родители девочки и пожаловались на то, что в сюжете местами видно ее лицо, а также указано, в каком именно интернате она учится. На это пожаловался и сам ребенок. В «Сопротивлении» изучили жалобу родителей и направили ее в правоохранительные органы. В результате следователи инициировали проверку и пришли в издание.
В самом LifeNews были удивлены происходящим и отметили, что и текстовый материал, и сюжет не нарушают законодательство.
«Согласно всем требованиям закона, в вышеуказанных сюжетах лица несовершеннолетних пострадавших были замазаны, а их настоящие имена и фамилии в тексте не упоминались», — сообщает издание на своем сайте.
Источник «Газеты.Ru» в издании отметил, что, возможно, все происходящее — «наезд» со стороны организации «Сопротивление», и напомнил о том, что возглавляет «Сопротивление» Ольга Костина, супруга бывшего начальника управления по внутренней политике администрации президента Константина Костина, по-прежнему поддерживающего тесные связи с Кремлем. Собеседник, впрочем, не уточнил, какие противоречия могли возникнуть у Костиных с LifeNews.
Однако сама Ольга Костина в беседе с «Газетой.Ru» заявила, что удивлена не меньше журналистов, поскольку заявление в правоохранительные органы писала не организация, а родители девочки.
«Сопротивление», по словам Костиной, лишь помогло родителям направить его по адресу.
«Я была в шоке, когда мне позвонили коллеги и сказали: вы знаете, что к нам придут следователи? — поделилась Ольга Костина. — Я была в дурацком положении, потому что узнала это от них. Если я пишу заявление, то я хотя бы в курсе, что по нему начали работать. А тут мне звонили люди, и я выглядела идиоткой».
Костина рассказала, что заявление от родителей в минувшем декабре принял юрист организации. В нем шла речь о нарушении прав ребенка и раскрытии его личных данных. К заявлению прилагались копии материалов.
«Заявление было датировано 23 декабря того года, — говорит Костина. — Поскольку мы общественная организация, то написали в СК обращение, мы их пишем по несколько раз [в день] с предложением провести проверку. С тех пор никаких уведомлений не было. Причем не только нам, но и самому заявителю. Мы с Александром Бастрыкиным (председатель СКР. — «Газета.Ru») несколько лет боролись за то, чтобы заявителю или потерпевшему сообщалось о начале проверки. А здесь этого не было сделано».
Однако несколько дней назад, по словам Костиной, юриста вызвали в СК и опросили.
Он сказал все то же самое, и следователь сообщил, что, по его мнению, речь идет об административном правонарушении, и посоветовал обратиться в прокуратуру. Но, говорит Костина, поскольку «Сопротивление» само не преследует правонарушителей, а лишь содействует обращающимся к ним гражданам, организация этого делать не стала.
В результате во вторник следователи пришли в LifeNews с обысками.
«У меня был тяжелый разговор с СК после этого, и мне указали на невозможность комментировать следственные действия, — поделилась Костина. — Я не понимаю, кому и зачем понадобилось совершать этот скандал. Не надо быть следователем, чтобы понять, что есть алгоритм следственных действий — и он начинается не с обыска.
Здесь кто-то с какими-то целями воспользовался нашим рутинным заявлением и организовал провокацию».
Костина отмечает, что, возможно, это была акция против самого «Сопротивления».
«Это не первый наезд на нас, — говорит правозащитница. — Это могло быть сделано для того, чтобы мы проходили как организация, организующая травлю СМИ. Чтобы нас поссорить».