В Доме кино прошел закрытый показ фильма «Жертва». 45 минут о любви Евгении Васильевой и Анатолия Сердюкова. Киношный экс-министр обороны был красив и строен, как Ричард Гир. Экс-директорша департамента имущества — прекрасна, религиозна и артистично-поэтична. Кто эта дама в разных нарядах и образах — Дина Дурбин, Вера Холодная, Мэрилин Монро? Чью фотографию в полупустой комнате все время разглядывает Сердюков-Гир? Конечно, это она, «узница Молочного», которая уже больше двух лет находится под домашним арестом и дает показания в суде. И фотографию эту — в духе Монро, раскинувшейся в призывной позе на кровати, — киношные Сердюков и Васильева выбирали вместе. Еще до всех этих коррупционных скандалов на миллиарды рублей, отставок и арестов.
Когда они еще валялись на диване IKEA и покупали украшения Pandora, а не Chanel и YSL, к которым привыкла г-жа Васильева. Чувствуется бедность реквизита, что резко контрастирует с их реальной dolce vita.
Сердюков и Васильева, по версии киношников, вообще любили сниматься вместе. Насчет настоящих неизвестно — совместные снимки пока нигде не всплывали, хотя из Чкаловского, военного аэродрома, на астраханскую дачу или по Европам они не раз летали вместе на минобороновских бортах. Об этом рассказывали в СКР, но в окончательное обвинение эти факты так и не попали.
Вот героиня Васильевой пьет красное вино, а тут, на берегу, пишет стихи. Милое такое хоум-видео. Камера прыгает, дрожит и, наконец, падает на песок. А вместе с нею падают и влюбленные, гулявшие до этого по берегу моря. Секса, впрочем, не будет. Зато со сценами соблазнения все в полном порядке: прозрачные рубашки, чулки и даже тот самый электронный браслет, на который жаловалась настоящая Васильева, называя его громоздким и неудобным.
В фильме он, впрочем, лишь еще один фетиш, чтобы подчеркнуть изящную щиколотку взбалмошной арестантки.
Знаменитые хоромы в Молочном переулке в «Жертве» превратились в загородный дом. Не менее знаменитые «тапочки Сердюкова» — в войлочные тапочки Васильевой, которые они вместе покупали. Васильева все время под колпаком, о чем, конечно же, прекрасно знает. В кино она смешивает безумный коктейль, от которого ее тут же тошнит. Наполняет ванну и стеклом от разбившихся духов вскрывает себе вены. Ее, конечно же, спасают, хотя все изрядно напуганы ее поступком. Тем более что суицид она совершает после очередного «разговора по душам», когда суровая то ли следачка, то ли психолог требует от нее показаний на Сердюкова.
И этот показушный суицид — очередной способ напомнить ему о себе. «Я еще жива, я тебя люблю!» — кричит «Васильева» (актриса Наталья Коренная) в телевизионном репортаже, когда ее сажают в машину. «Сердюков» (актер Виктор Муравский) не отрывается от экрана и снова хватается за фотографию «а-ля Мэрилин» и наливает коньяк. Они не называют друг друга по имени. Ни Толика тебе, ни Женечки. Собственно, с чего все решили, что это вообще про них? В фильме, однако, полно прямых отсылок. Телеведущий Андрей Добров в роли камео, то есть самого себя, рассказывает с экрана телевизора о деле Васильевой. Пресс-секретарь Минобороны, которого играет продюсер фильма Сергей Соколов, все время отказывается от комментариев.
И тут уж точно все как в жизни.
Васильева в кино религиозна и жаждет высшей справедливости. После попытки самоубийства она несколько дней молчит, и к ней, чтобы ее разговорить, подсылают священника — молодого и красивого, как Киану Ривз (актер Дмитрий Мазуров). Ни рясы тебе, ни крестов — он больше похож на католического священника, чем на классического батюшку. И «Васильева» рассказывает.
Про то, как у нее плохо с оргазмами: всего два за всю жизнь, и вообще «Сердюков» — так себе любовник.
Но вот с ним неожиданно это случилось. В их последнюю встречу. И она полюбила его. И их история, понимает зритель, совсем не про коррупцию, забудьте, все дело в оргазме.
«Васильева» рассказывает, как «Сердюков» приезжал к ней с документами, которые даже из кабинета выносить нельзя. А она собирала их в папки и шантажировала тех, кого не следовало. Потому что сама «на крючке», о чем «Сердюков» узнает в финале.
Режиссер фильма актриса Ася Коренева говорит, что вдохновилась реальной историей Васильевой и Сердюкова. И сняла кино на свои деньги, актеры работали за идею. Для нее это Ромео и Джульетта наших дней. Большая любовь, которая выше условностей и обстоятельств. Ромео женат и обличен властью. А Джульетта любит роскошь и переходит как трофей от одного высокопоставленного чиновника к другому. Оба они «под колпаком» и не принадлежат себе.
Тут нет ни кадра про Васильеву — могущественную чиновницу, которую боялись генералы. Чиновницу, чья подпись тянула на миллионы. Нет пафосных зданий на Знаменке и Фрунзенской набережной. Нет кителя, лампасов и любовной сцены на ядерном чемоданчике. Только стихи, соблазн и намек на близость. Васильева — жертва любви — лейтмотив последнего времени. Васильева — поэт, художник-примитивист с персональными выставками возле Кремля, певица с клипами на телевидении. А герой ее грез, ее жертва, чья подпись или факсимиле тоже были на документах, — на свободе и выше всяких подозрений. Полюбила не того и страдает не за мошенничество и сделки с недвижимостью и землей, а см. выше. Тренд сохранен и художественно оформлен в качественную упаковку: Васильева — «жертва любви», которая ради свободы так и не сдала любимого. Титры.