Глава Комитета против пыток (КПП) Игорь Каляпин передал «Газете.Ru» официальный ответ чеченской прокуратуры на свой запрос, в котором он просил дать оценку высказываниям главы ЧР Рамзана Кадырова. Напомним, что после атаки террористов на Грозный 4 декабря, в результате которой погибли 14 полицейских, чеченский лидер разразился в своем Instagram гневной записью, в которой пообещал кару не только участникам НВФ, но и их семьям.
«Установлено, что в цитируемом средствами массовой информации обращении призывы к совершению каких-либо преступлений не содержатся, а высказывается мнение о негативных последствиях, которые могут наступить в отношении родственников лиц, принимающих участие в НВФ, если будет подтвержденная информация об их поддержке преступной деятельности последних»,
— говорится в документе, подписанном начальником отдела по надзору за процессуальной деятельностью органов Следственного комитета О. Мелконовым.
В своем ответе сотрудник прокуратуры напоминает Каляпину, что в предыдущем году на территории Чечни зафиксирован значительный рост (на 88,3% — с 66 до 121) преступлений террористической направленности, из которых почти треть является пособничеством боевикам. «За совершение указанных противоправных деяний уголовным законом предусмотрена ответственность в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет. Все лица, оказывающие пособничество участникам НВФ, как правило, осуждаются к реальному лишению свободы и отбывают наказание за пределами Чеченской Республики», — рассказал Каляпину прокурор.
У Мелконова даже нет уверенности, что аккаунт в Instagram с ником Kadyrov_95 действительно принадлежит Кадырову.
«Размещенные в социальных сетях высказывания, якобы принадлежащие главе Чеченской Республики, касаются лиц, оказывающих пособническую помощь своим родственникам из числа участников НВФ, связаны со сложившейся практикой их привлечения к уголовной ответственности в рамках российского законодательства и призваны в первую очередь побудить у них желание отказаться от совершения противоправных действий», — разъясняется в прокурорском ответе.
Нельзя сказать, что своим ответом прокуратура оправдывает собственное бездействие. По сообщениям об уничтожении нескольких домов в настоящее время проводится проверка, по одному из случаев уголовное дело возбуждено не было на основании статьи УПК «отсутствие события преступления».
«Иные сообщения о возгораниях или сносе домов родственников боевиков в 2014 году в правоохранительные органы республики не поступали, проверки по таким фактам не проводились, процессуальные решения не применялись, — рапортует Мелконов. — В органы прокуратуры обращения и жалобы граждан по аналогичным вопросам не поступали».
При этом чеченская прокуратура обращает внимание Каляпина на то, что республиканский парламент внес в Госдуму законопроект, усиливающий ответственность за пособничество террористам. «При этом предлагается в отношении лиц, совершивших указанные преступления, в качестве дополнительного применять такой вид наказания, как конфискация имущества», — подчеркивается в документе.
Сам Каляпин в разговоре с «Газетой.Ru» заявил, что, по его мнению, нарушения закона в высказываниях Кадырова все же имеются.
«Меня поразила эта, мягко скажем, изворотливость и дипломатичность этого прокурорского товарища.
Кадыров ни к чему не призывает и не угрожает — он предупреждает о возможности наступления негативных последствий.
Очень интересно. Дело в том, что эти негативные последствия предусмотрены статьей УК «умышленное уничтожение чужого имущества», — говорит правозащитник. — В данном случае речь идет о поджоге и уничтожении домовладений, в которых проживало достаточно большое количество людей, включая стариков и грудных детей. Вот это предупреждение, как выражается прокурор, произнесенное главой республики, да еще и начинающееся с фразы «Я официально заявляю», по моему мнению, является призывом к совершению преступления».
По его словам, КПП не удовлетворил такой ответ, и они продолжат требовать от правоохранительных органов проверок. «Сейчас мы будем обжаловать этот ответ. Обжаловать его можно лично прокурору республики, поскольку ответ подписан не им, но я опять попробую обратиться в Генпрокуратуру. И попрошу непосредственно их провести эту проверку, потому что чеченская прокуратура прикидывается, что у них плохо с русским языком и они не понимают значения слов, которые были использованы Кадыровым», — заявил Каляпин.
Напомним, заявления Кадырова с обещанием неприятностей для родственников боевиков появилось вскоре после теракта в Грозном.
«Я официально заявляю, что пришел конец времени, когда говорили, что родители не отвечают за поступки сыновей или дочерей. В Чечне будут отвечать! Если отец видит, что сын встал на путь террора и ваххабизма, пусть сдает его властям или остановит иными путями до того, как он прольет кровь», — написал тогда Кадыров. —
Если боевик в Чечне совершит убийство сотрудника полиции или иного человека, семья боевика будет немедленно выдворена за пределы Чечни без права возвращения, а дом снесен вместе с фундаментом».
После этого, по данным правозащитников, в республике были уничтожены не менее десяти жилищ родных террористов. Сводная мобильная группа КПП подняла тревогу, однако через несколько дней огонь перекинулся и на них: в Грозном сгорел офис комитета. Происходящее возмутило Каляпина, после чего он направил запросы в Генпрокуратуру и Следственный комитет, в котором требовал дать оценку высказываниям Кадырова, а также проверить случаи уничтожения чужого имущества. Затем Генпрокуратура переслала обращение в прокуратуру Чечни, откуда глава КПП и получил ответ (имеется в распоряжении «Газеты.Ru»).
Необходимо отметить, что противостояние между чеченским лидером и руководителем КПП длится довольно долго. Кадыров написал на своей странице в Instagram, что у «компетентных органов имеется информация, что деньги западных спецслужб от Ахмада Умарова передал бандитам человек по фамилии Каляпин. Нужно проверить, не об этом ли Каляпине идет речь?»