На площади перед мэрией Грозного в субботу состоялся митинг против действий пособников терроризма. По данным чеченской полиции, почтить память погибших 4 декабря, а также выразить свой протест против действий некоторых правозащитных организаций, работающих на территории Чечни, собрались более 50 тыс. человек. Участие в мероприятии приняли высшие руководители республики, в том числе спикер парламента Дукуваха Абдурахманов, председатель Духовного управления мусульман Салах Межиев, глава МВД Руслан Алханов, уполномоченный по правам человека Нурди Нухажиев, мэр Грозного Ислам Кадыров и другие. В своем выступлении Абдурахманов поддержал скандальную инициативу главы Чечни Рамзана Кадырова об уничтожении домов родных террористов и их дальнейшей высылке.
«Среди нас есть люди, которые улыбаются нам в лицо, а потом идут домой и прикрывают своих родственников-террористов. Жестокость и циничность таких людей не знает предела. Зная то, что их отпрыски вышли на тропу убийств ни в чем не повинных людей, они молчат, являясь «пассивными» соучастниками противозаконных действий, а зачастую прямо им содействуют, оказывая активное содействие. Настало время положить этому конец, — заявил политик. — От лица парламента Чеченской Республики я твердо заявляю, что мы поддерживаем позицию главы ЧР, Героя России Рамзана Ахматовича Кадырова в его борьбе с искоренением такого зла, как терроризм!»
Не забыл Абдурахманов и о правозащитниках. Политик выразил свое недоумение в связи с тем, что глава Комитета против пыток (КПП) Игорь Каляпин, Александр Черкасов (ПЦ «Мемориал»), а также программный директор московского бюро Human Rights Watch Татьяна Локшина никогда не говорят о жертвах терактов, но всегда беспокоятся о близких боевиков. «Это свидетельствует о том, что они такие же террористы!» — убежден Абдурахманов.
После митинга в Грозном загорелся офис правозащитников КПП. Как рассказал «Газете.Ru» представитель Сводной мобильной группы Сергей Бабинец, до этого представитель чеченского МВД не смог гарантировать людям безопасность.
«На субботний митинг мы не ходили, так как уезжали по работе за пределы республики. Где-то в 18.00 мы с моим коллегой вернулись в офис. Мы зашли в квартиру и по своим внутренним правилам безопасности сразу стали просматривать записи с видеокамер, на которой увидели, что днем к нам приходили три человека. Один из них держал в руке предмет, напоминающий пистолет Стечкина. Мы немного испугались и сразу решили уехать из квартиры. Мы сели в автомобиль, поехали и увидели, что за нами едет «Лада Приора». В салоне машины сидели пять мужчин, их лица закрывали платки. Они нас преследовали: мы петляли по дворам, я даже несколько раз нарушил правила дорожного движения, но автомобиль не отставал. В итоге мы подъехали к отелю «Грозный-Сити», где много полиции и охраны, наиболее безопасное место, как нам казалось. Мы вызвали полицию, приехал заместитель главы МВД Чечни Апти Алаудинов, — сообщил Бабинец. —
Он сказал: не могу я вам гарантировать безопасность, потому что сейчас такая ситуация в республике...
— Буквально в 22.00 мне позвонил хозяин квартиры, в которой располагался наш офис, и сообщил, что из нашего окна валит дым и якобы там что-то горит. Утром отправились в офис посмотреть, что там произошло, забрать личные вещи и одежду, чтобы не растащили мародеры. Уцелевшие вещи и документы мы загрузили в машину. Но в это время подъехали полицейские, нас заблокировали, не давая никуда уехать, провели личные обыски меня и моего коллеги Дмитрия Димитриева. Были изъяты личные фотоаппараты и телефоны, из автомобиля забрали видеорегистратор и ноутбуки. Свои действия правоохранители объяснить не смогли».
По его словам, сворачивать свою деятельность в республике КПП не планирует. «Мы работаем вахтовым методом, и нас регулярно меняют. Даже если с нами что-то произойдет, сюда приедет кто-нибудь другой. Естественно, что мы опасаемся за свою жизнь и здоровье, но это, по моему мнению, это не причина, чтобы уезжать, бросать людей, которых похищают и убивают», — подчеркнул Бабинец.
Внимание на сложившуюся в Чечне ситуацию обратил Совет при президенте по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ). Согласно официальному заявлению, организация крайне обеспокоена происходящим.
«Прибывшие на место пожара полицейские без веских на то причин задержали правозащитников, изъяли у них мобильные телефоны (оставив на несколько часов совсем без связи) и оргтехнику. Через некоторое время сотрудники комитета были отпущены, но технику им так и не вернули, — говорится в документе. — Перед этим, в субботу днем, в центре города прошел многотысячный митинг в память жертв теракта 4 декабря.
Участники акции выступили с критикой в адрес правозащитников из Комитета против пыток. Среди лозунгов были такие, как «Kalyapin go home $», «Рамзан!!! Огради нас от «долларовых правозащитников», «В.В. Путин! Отправьте Каляпина к своим хозяевам!» и т.д.».
Глава СПЧ Михаил Федотов, в свою очередь, назвал Каляпина «принципиальным и решительным борцом с терроризмом», а также поддержал его позицию в вопросе невозможности использования незаконных действий в борьбе с боевиками. «Допускаю, что в Чечне есть свои традиции, но пока в законах России нет ответственности родственников преступников за совершенные преступления, никаких расправ над родственниками быть не может», — убежден Федотов.
Начальник отделения информации и общественных связей чеченского МВД Магомед-Амин Дениев не подтвердил «Газете.Ru» информацию о том, что офис правозащитников был подожжен.
«Для того чтобы выяснить, был это поджог или возгорание, необходимы процессуальные действия. Говорить о том, что там было, я не могу. А всякие слухи, которые они распускают, я не комментирую».
В то же время на фотографиях, выложенных в сеть Бабинцом, видна надпись на обгоревшей стене офиса: «Вы защищаете права только бандитов, а где права моего отца?» Впрочем, нельзя исключить, что она появилась после пожара и что написал ее человек, не имеющий отношения к возгоранию.
Необходимо отметить, что глава КПП Игорь Каляпин вызвал неудовольствие Кадырова тем, что написал обращения в Следственный комитет и Генпрокуратуру с требованием проверить высказывания главы Чечни о выселении из республики родственников боевиков и сносе их домов. Политик написал на своей странице в Instagram, что у «компетентных органов имеется информация, что деньги западных спецслужб от Ахмада Умарова передал бандитам человек по фамилии Каляпин. Нужно проверить, не об этом ли Каляпине идет речь?».
Сам Каляпин в разговоре с «Газетой.Ru» заявил, что комментировать заявления Кадырова должен врач. В то же время правозащитник сообщил, что доволен результатом своего обращения.
«Несмотря на бред о финансировании боевиков, я вот на что обратил внимание. В том, как это сформулировано: что некий человек по фамилии Каляпин, по некой информации, которая у меня есть, передавал деньги какому-то боевику, и нам нужно проверить — этот Каляпин, не тот ли Каляпин. На эти слова невозможно ни в суд подать, ни заявление о клевете, нигде нельзя обжаловать. Это говорит о том, что Рамзан Ахматович, прежде чем это написать, с кем-то проконсультировался, — считает Каляпин. — Я так полагаю, что со своим юристом, который ему подсказал вот такую хитрую формулировку. И в этом, на мой взгляд, есть очень хороший и обнадеживающий симптом — значит, что Кадыров стал следить за своим языком. Если мое обращение в Генпрокуратуру заставило его все-таки консультироваться с какими-то умными людьми, прежде чем что-то сказать и написать, — это уже хорошо. Я не зря истратил два листка бумаги».
Напомним, что после трагического инцидента в Грозном 4 декабря, когда в результате прорыва боевиков в столицу ЧР погибли 14 полицейских, глава Чечни Рамзан Кадыров провел совещание с министрами, главами районов, начальниками ОВД и районными кадиями (судьями) республики. Как сообщил Кадыров в своем блоге по итогам встречи, родственников боевиков будут выселять за пределы Чечни, а их дома сровняют с землей.
«Я официально заявляю, что пришел конец времени, когда говорили, что родители не отвечают за поступки сыновей или дочерей. В Чечне будут отвечать! Если отец видит, что сын встал на путь террора и ваххабизма, пусть сдает его властям или остановит иными путями до того, как он прольет кровь, — заявил Кадыров. — Если боевик в Чечне совершит убийство сотрудника полиции или иного человека, семья боевика будет немедленно выдворена за пределы Чечни без права возвращения, а дом снесен вместе с фундаментом».