В Чечне сожжены шесть домов, в которых проживали родственники боевиков, принимавших участие в атаке на Грозный на прошлой неделе. Об этом «Газете.Ru» сообщила пресс-секретарь правозащитного центра «Мемориал» Юлия Орлова, получившая соответствующую информацию от коллег из республики.
«Вчера мои коллеги из Чечни выезжали в населенный пункт Янди Гудермесского района. Они подтвердили информацию о шести сожженных домах, — рассказала Орлова. —
По нашим данным, именно эти дома принадлежали родственникам боевиков, участвовавших в атаках на Грозный. Других подробностей пока нет».
В соцсетях тем временем появилась информация со ссылкой на жителей сгоревших домов, которые рассказывают о том, что в ночь на 7 декабря неизвестные в масках подъехали на нескольких гражданских автомобилях и вывели жильцов на улицу, после чего облили дом бензином и подожгли. По словам местных жителей, им запретили тушить огонь.
В МВД Чечни «Газете.Ru» заявили, что не в курсе поджогов.
«Такой информации нет, — сообщил начальник отделения информации и общественных связей полиции Магомед-Амин Дениев. — Информация о том, что в полицию поступали жалобы граждан о поджогах, также отсутствует».
Об уничтожении домов родных боевиков сообщили вскоре после того, как глава Чечни Рамзан Кадыров провел совещание с министрами, главами районов, начальниками ОВД и районными кадиями (судьями) республики. Как сообщил Кадыров в своем блоге по итогам встречи, родственников боевиков будут выселять за пределы Чечни, а их дома ровнять с землей.
«Я официально заявляю, что пришел конец времени, когда говорили, что родители не отвечают за поступки сыновей или дочерей. В Чечне будут отвечать! Если отец видит, что сын встал на путь террора и ваххабизма, пусть сдает его властям или остановит иными путями до того, как он прольет кровь», — заявил Кадыров.
«Если боевик в Чечне совершит убийство сотрудника полиции или иного человека, семья боевика будет немедленно выдворена за пределы Чечни без права возвращения, а дом снесен вместе с фундаментом», — отметил он.
По словам чеченского лидера, гибель всех 14 сотрудников правоохранительных органов в спецоперации воспринимается им как гибель родных, а допустившие проникновение террористов в столицу республики понесут суровое наказание. «Мне нет абсолютно никакого дела до мнения каких-то лиц или т.н. правозащитных организаций, молча наблюдающих убийство натовскими самолетами и подготовленными Западом боевиками миллионов мусульман в Сирии и Ираке», — признался Кадыров.
«Газета.Ru» связалась с пресс-секретарем главы Чечни Альви Каримовым, который заявил, что не исключает применения в республике меры, о которой говорил Кадыров.
«Я заявления не комментирую. Там что сказано — то и сказано, не больше и не меньше. То, что планируют депутаты, — спросите у них, — предложил Каримов. — Для того чтобы обеспечить безопасность жизни мирных граждан, которые живут, работают, учатся по российским законам, глава республики принимает еще и прочие меры».
Однако сами парламентарии в этом вопросе разделились. Заместитель председателя комитета парламента по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн считает, что выступление Кадырова на совещании вызвано эмоциями, а на практике эта мера применяться не будет.
«Я допускаю, что это эмоциональные слова, которые были сказаны после боевых действий в Грозном. Полагаю, что эти слова могли быть намного жестче, — сказал парламентарий. — Я, честно говоря, не очень себе представляю, как это будет. Если такой факт будет зафиксирован (выселение родственников боевиков. — «Газета.Ru»), с ним будут разбираться.
В Чечне, как и в любых субъектах Российской Федерации, есть прокуратура, есть суд. А юрисдикция законов распространяется на всю территорию страны».
Такого же мнения придерживается председатель комитета Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников.
«Надо понимать Кадырова, его эмоциональное заявление, он отвечает за республику. Но в Конституции и в уголовном праве прямо сказано, что родственники не отвечают за действия своих родных. Точка!» — подытожил депутат.
В то же время коллега Хинштейна и Крашенинникова — первый заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Хож Магомед Вахаев не исключил, что законодательные нормы, соответствующие заявлениям Кадырова, все-таки могут появиться.
«Действительно, такой нормы (в российском законодательстве. — «Газета.Ru») нет, чтобы выселять родственников террористов. По этому вопросу я сегодня буду встречаться с Рамзаном Кадыровым, и мы обговорим это.
Планируем обсудить эту тему и другие, в том числе и высказывания украинских депутатов Рады по поводу того, что они оправдывают действия террористов, — рассказал Вахаев. — В мире есть практика выселения родственников, я имею в виду «израильский вариант», который успешно работает. Если глава республики попросит меня разработать такой законопроект, я, конечно, буду над ним работать. Потому что иначе — никак».
Об ответственности родственников боевиков за действия своих чад Кадыров говорит не впервые. «Кроме закона есть еще наши обычаи. Очень суровые. Их еще никто не отменил, и отменить не сможет. В Чечне всегда брат за брата, отец за сына отвечают», — заявлял он ранее.
Директор центра «Сова» Александр Верховский считает, что подстрекательство к незаконным действиям может быть расценено как соучастие в преступлении.
«Если такое делается, то это, конечно, беспредел. Потому что слова это все-таки еще слова, а если такое происходит, это действительно преступление. Если у человека, у которого нет конкретной вины, как бы то ни было наказывать в несудебном порядке, то это, по крайней мере, злоупотребление полномочиями и произвол, — убежден Верховский. — Человек призывает совершать такие действия, и, если они происходят, он должен рассматриваться как соучастник. Если, конечно, не выяснится, что он такого приказа не отдавал, его неправильно поняли, и так далее».