Трибуной для важного заявления шеф внешнеполитического ведомства избрал свой официальный твиттер. «Я с гордостью сообщаю, что я гей… Удачи всем вам», — написал министр. Это же сообщение появилось и на его странице в фейсбуке.
Вечером в четверг министр сначала раскритиковал президента России Владимира Путина, сказавшего, что не видит ничего плохого в пакте Молотова-Риббентропа, а уже затем объявил о своей сексуальной ориентации. Министр добавил, что в Латвии законы должны позволять разные виды брачных союзов.
«Будем бороться за то, чтобы в нашей стране была создана правовая основа для всех типов партнерств. Я знаю, что сейчас начнется мегаистерика, но я горд быть геем», — написал Ринкевич.
Правда, ранее президент Латвии заявлял, что не будет следовать примеру соседней Эстонии, где был положительно рассмотрен вопрос о регистрации однополых партнерских отношений.
В ответ на публикацию в сети министру тут же посыпались поздравления от пользователей твиттера. В частности, поддержку ему выразил политический оппонент, мэр Риги Нильс Ушаков. Он пожелал главе латвийской дипломатии успехов в работе и личной жизни.
Телеканал LTV указал, что Ринкевич стал первым в Латвии политиком, выступившим с подобным заявлением.
Местному телевидению глава МИДа подтвердил, что его учетная запись в твиттере не была взломана и сообщения он писал собственноручно. Однако при этом он не стал пояснять, почему вышел с таким заявлением именно сейчас.
Влиятельная американская газета The Washington Post назвала поступок министра большим шагом в деле защиты прав гомосексуалистов в Восточной Европе. Издание отмечает, что заявление Ринкевича прозвучало накануне первого председательства Латвии в Европейском союзе. В этом качестве Риге предстоит продолжать выстраивать отношения со странами Восточной Европы и Центральной Азии, решать вопросы защиты от киберугроз. Судя по всему, к этим вопросам добавится и проблема толерантности к сексуальным меньшинствам и защиты их прав.
Журналисты вспомнили, что глава МИД Латвии всегда уклончиво говорил о своей личной жизни. Например, в 2011 году, когда он заступил на пост руководителя дипведомства, его спрашивали, есть ли у него семья и дети, но он отказался отвечать, пояснив, что свою личную жизнь отделяет от общественной.
В прессе обсуждали интригу, утверждая, что 41-летний министр все еще живет с матерью и до сих пор не женат.
Ринкевич начинал свой трудовой путь радиожурналистом, освещая внешнюю политику и международные отношения. В 1995 году перешел на работу в министерство обороны, пройдя по карьерной лестнице от референта департамента политики до госсекретаря. В 2008 году возглавил канцелярию президента Латвии. На должность руководителя дипломатического ведомства его выдвинула Партия реформ экс-президента Валдиса Затлерса. Получив министерское кресло, он отметился заявлением, что балтийское государство должно чествовать солдат латвийского легиона «Ваффен СС», так как «они тоже — часть истории».
Многие российские звезды недолюбливают латвийского министра, так как он не пускает их на пляжи Юрмалы. Этим летом Ринкевич запретил въезд в страну певице Валерии, Иосифу Кобзону и Олегу Газманову из-за их позиций по вопросу о присоединении Крыма к России. Валерия даже намеревалась обратиться в Верховный суд Европы по правам человека с требованием отменить решение МИД Латвии.
В октябре в черный список Риги был внесен актер Иван Охлобыстин. Ринкевич объяснил это его высказываниями, якобы разжигающими вражду. Кроме того, министр отметил, что на принятие решения повлияли и заявления Охлобыстина о том, что «геев нужно сжигать».
А на днях въезд в Латвию был запрещен актеру Михаилу Пореченкову, который в ходе недавнего посещения Донецка пострелял из пулемета на боевых позициях ополченцев ДНР.
В конце концов в ситуацию был вынужден вмешаться известный латвийский композитор Раймонд Паулс, который высказался против внесения артистов в черные списки.
Ранее о своей гомосексуальной ориентации заявили ряд европейских политиков, например глава МИД Германии Гидо Вестервелле и бургомистр Берлина Клаус Воверайт.
А на днях каминг-аут совершил генеральный директор компании Apple Тим Кук. Он предпочел сделать это в своей колонке в Bloomberg Businessweek. Впрочем, в таком формате ему пришлось объяснять и причины своей откровенности. Кук заявил, что в его окружении все знают о его ориентации и это не влияет на отношения знакомых к нему. «Конечно, мне повезло работать в компании, которая любит творчество и инновации и знает, что они могут процветать, лишь когда вы принимаете людей разными. Но не всем так повезло. Так что если новость о том, что глава Apple — гей, поможет кому-то примириться с тем, кто он есть, или облегчит чье-то одиночество, или вдохновит людей на отстаивание своего равенства, то это стоит компромисса с моим стремлением к конфиденциальности», — заявил Кук.