Утром в понедельник в Москву пришел не только снег, но и неприятный запах гари. Об этом в социальных сетях сообщили жители столицы. Вместо того чтобы публиковать «зимние» фотографии и делиться радостью от выпавшего снега, они стали жаловаться на запах гари, который вновь появился во многих районах города.
«Я ничего не напишу про снег. Я напишу, что на юго-западе и в Сколково снова чувствуется гарь в воздухе». «Да, слышал запах с утра, район Теплый Cтан», — пишут в своих микроблогах читатели «Газеты.Ru».
Факт распространения запаха подтвердил и журналист Владимир Соловьев. «Увы, да. И сильно (чувствуется. — «Газета.Ru»). В Переделкино», — написал он в твиттере.
Еще накануне в столичном управлении МЧС на 20 октября относительно экологической обстановки давали обнадеживающий прогноз: «В Москве метеорологические условия будут способствовать рассеиванию вредных примесей в приземном слое воздушного бассейна, прогнозируется пониженный уровень загрязнения атмосферного воздуха».
Но прогноз метеорологов не оправдался. Едкий запах гари в понедельник утром почувствовали жители Алексеевского района, Коньково, Останкино, юга и востока Москвы.
Жителей столицы помимо собственных наблюдений взволновало заявление на официальной странице управления МЧС по ЦАО города Москвы.
«Жители Москвы жалуются на сильный запах гари. ПДК превышены в несколько раз», — сообщалось в ленте ведомства.
Однако в самом МЧС по городу Москве опровергли эту информацию, сославшись на то, что их страницу в твиттере кто-то взломал и опубликовал недостоверные данные.
«У нас есть справка на 10 утра. По информации «Мосэкомониторинга», при проведении замеров концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе превышение ПДК оксида углерода не выявлено. В твиттере взломали страницу, сейчас это пытаемся поправить. Обстановка в Москве спокойная», — пояснили «Газете.Ru» в МЧС.
Чуть позже представители ведомства сообщили, что в Московской области возобновили плановое сжигание древесины, сухих веток и пней. Это необходимо для уничтожения личинок короеда, чтобы они не перешли весной на здоровые деревья.
«В Московской области возобновлено плановое сжигание порубочных остатков. Отжиги проводятся на территории сразу девяти муниципальных образований — это Клинский, Дмитровский, Солнечногорский, Мытищинский, Чеховский, Домодедово, Подольский, Можайский и Егорьевский районы», — процитировало руководителя пресс-службы ГУ МЧС по Подмосковью Вадима Малышева РИА «Новости».
Вскоре своих коллег из МЧС опроверг Рослесхоз. «Источником запаха гари не могло стать сжигание порубочных остатков в Московской области, так как в субботу и воскресенье оно не производилось. Также в Подмосковье отсутствуют лесные пожары, все последние дни отметились выпадением осадков», — сообщила пресс-служба комитета лесного хозяйства Подмосковья.
Greenpeace по-прежнему настаивает на том, что дым пришел из Брянской области. Чуть более недели назад, 10 октября, когда москвичи впервые столкнулись с аналогичным запахом гари, специалисты «Мосэкомониторинга», изучив снимки из космоса, пришли к выводу, что дым, а соответственно, и запах вместе с воздушными массами пришли в Москву из Брянской области, где горели торфяники.
Как заверили корреспондента «Газеты.Ru» в управлении МЧС по Брянской области, в этот раз торфяники региона не могли стать причиной запаха гари в столице.
Впрочем, в ведомстве добавили, что и в прошлый раз торфяные пожары на Брянщине вряд ли могли породить неприятный запах в столице.
«У нас сейчас обстановка, в частности по Гордеевскому району, стабилизировалась. Ведутся мелиоративные работы. Устроили запрудные дамбы на реке Вихолка. Так что все нормально. Все, что по Гордеевскому району, идет в стабильную сторону. Прослеживается тенденция на улучшение», — прокомментировали «Газете.Ru» в МЧС по Брянской области.
Кроме этого в региональном МЧС задались вопросом: «А почему запах гари в таком случае обошел Смоленск или Калугу, но добрался до Москвы?»
В «Greenpeace Россия» на этот вопрос есть свой ответ. Просто жители близлежащих городов не столь щепетильно относятся к данной ситуации. Но это не значит, что там тоже не чувствуется запах, приносимый с брянских торфяников. Специалисты утверждают, что многое зависит от направления ветра и малейших его изменений. Как пояснили «Газете.Ru» в «Greenpeace Россия», по данным метеостанций, в последние сутки на всем протяжении от западных районов Брянской области до Москвы преобладал юго-западный ветер.
И очередной приход запаха гари в столицу почти со стопроцентной вероятностью связывают с фактом того, что поменявший направление ветер принес его с торфяных пожаров.
«Мы точно можем сказать, что площади крупных торфяных пожаров, которые сейчас действуют в Брянской области, достаточно велики, чтобы дым от них шел 500 км до Москвы, — рассказал «Газете.Ru» руководитель лесного отдела организации Алексей Ярошенко. — Естественно, в МЧС это отрицают, у них работа такая».
Специалисты «Greenpeace Россия», которые последнюю неделю следят за ситуацией, побывали в тех районах, где не утихают торфяные пожары. По их информации, наиболее проблемными остаются Новозыбковский, Гордеевский и Красногорский районы. Радиационный фон в некоторых местах достигает 200 мкрР/ч. Это в значительной мере превышает допустимую норму.
Однако, как считают эксперты, для москвичей он нисколько не опасен. Концентрация вредных и уж тем более радиоактивных веществ, которые принес ветер с Брянщины, не столь высока, чтобы всерьез беспокоиться о здоровье.
Чего не скажешь про ситуацию в районах, вблизи которых непосредственно полыхают пожары.
«На это я и хотел обратить внимание, — отметил руководитель лесного отдела «Greenpeace Россия» Алексей Ярошенко. — Там, где горят пожары, совсем другая ситуация. Люди дышат этим дымом примерно с сентября. Они действительно иногда задыхаются. Некоторые обращались к нам и говорили, что целыми сутками не могли выйти на улицу. Дышать было невозможно. Это хуже, чем в Москве в 2010 году. Для здоровья людей, живущих в Брянской области, горящие торфяники — серьезная проблема».