Спустя ровно год после старта судебного процесса в Приволжском районном суде Казани были оглашены приговоры экс-полицейским — фигурантам скандального дела о пытках в полиции. Ожидалось, что присутствовать на оглашении приговора пожелают едва ли не все потерпевшие и их родственники: для них, а также для пишущих журналистов в здании суда было выделено отдельное помещение, где велась трансляция. Однако, вопреки ожиданиям, желающих лично присутствовать при оглашении приговоров оказалось чуть более десяти человек.
Еще до того как в зал вошел судья, с речью к собравшимся обратился главный фигурант дела — бывший заместитель начальника отделения уголовного розыска ныне расформированного ОП «Дальний» Алмаз Василов. Он заявил, что его и его коллег не просто обвинили в действиях, которые они не совершали. По его словам, фактически имело место другое событие, вызвавшее смерть Сергея Назарова, не связанное с применением бутылки из-под шампанского.
«Задержанный захотел пронести в отделение зажигалку, для чего поместил ее себе в задний проход. Первоначально в заключении судебно-медицинской экспертизы значилось, что имели место порезы прямой кишки, а не ее разрыв, как было озвучено позже. Однако эти материалы в ходе расследования были изъяты из материалов дела сотрудниками Следственного комитета. Поэтому их необходимо рассматривать и детально изучать заново», — заявил Василов. По версии следствия, Ибатуллин, Сабирзянов, Василов и Ахметзянов совместно издевались над Сергеем Назаровым. Ибатуллин, как считают следователи, держал жертву, а Василов насиловал задержанного бутылкой.
Алмаз Василов, кстати, был единственным из восьми обвиняемых, кто во время оглашения приговора не прятал лица: остальные либо стояли спиной к залу, либо были в масках. Он же получил самый максимальный срок.
Суд назначил Алмазу Василову по совокупности совершенных преступлений наказание в виде 15 лет лишения свободы. Экс-замначальника отдела полиции Фаиль Сабирзянов получил 12 лет, экс-оперуполномоченные ОП «Дальний» Рамиль Ахметзянов и Ильнар Ибатуллин приговорены к десяти годам лишения свободы. Бывший начальник отдела уголовного розыска «Дальнего» Айнур Рахматуллин приговорен к восьми годам. Оперативнику Амиру Шарифуллину суд дал шесть лет. Еще один бывший опер Денис Васильев приговорен к четырем годам лишения свободы. Все они будут отбывать наказание в колонии строгого режима. Самое мягкое наказание — два года в колонии-поселении — было назначено бывшему оперуполномоченному Александру Фадееву.
Представитель четырех пострадавших, руководитель Казанского правозащитного центра Игорь Шолохов заявил, что его клиенты будут требовать возмещения морального вреда и вреда здоровью — все они собираются подавать иск к Министерству финансов РФ. Всего таковыми в ходе следствия были признаны 14 человек. Однако на вопрос, о каких суммах может идти речь, Шолохов ответил весьма расплывчато: «Мы будем исходить прежде всего из соображений разумности и степени моральных и физических страданий, которые понес каждый конкретный человек».
Шолохов отметил также, что не имеет претензий к суду. «Я полностью доволен приговорами. Конечно, ничего хорошего в том, что молодые люди, у которых на иждивении маленькие дети, надолго сядут в тюрьму, нет. Однако сегодня именно тот случай, когда торжествует справедливость. При этом совершенно не важно, имеют ли потерпевшие уголовное прошлое или нет. Тем более среди моих подопечных всего один, кто имел до этого отношение к криминалу», — пояснил защитник.
Отметим, в отношении части подсудимых суд удовлетворил требования государственного обвинителя, озвученные в ходе прений, практически в полном объеме.
Обвинение требовало приговорить Василова к 15 годам, Рахматуллина — к девяти, Шарафулина и Васильева — к семи и пяти годам тюрьмы соответственно, Фадеева — к двум с половиной годам колонии-поселении.
Таким образом, прогноз адвоката Равиля Байкеева, защищавшего на суде интересы Айнура Рахматуллина, оправдался. «Вряд ли суд пойдет на оправдательные приговоры в отношении хотя бы одного из подсудимых, — поделился своими соображениями с «Газетой.Ru» накануне защитник. — Если приговоры и будут смягчены, то очень незначительно — слишком уж «резонансное» дело. Этот пресловутый общественный резонанс поставил суд в положение «между молотом и наковальней». При принятии решения он должен руководствоваться исключительно качеством доказательной базы, а оно таково, что подсудимым необходимо выносить оправдательный приговор. С другой — тот самый резонанс не позволит ему этого сделать.
Адвокат также рассказал, что уже в ходе суда почти все ходатайства защиты, в отличие от ходатайств обвинения, отклонялись; обвинение строилось в основном на показаниях потерпевших: «От нескольких десятков свидетелей обвинение вообще отказалось, сославшись на то, что они не являются в суд, в то время как они могли бы дать показания в пользу защиты».
В конце заседания суд озвучил текст постановления, в соответствии с которым некоторые вещественные доказательства, в том числе главные «орудия пыток» — бутылка из-под шампанского и ножки от табурета, к которому привязывали Сергея Назарова, — должны быть уничтожены, а сотовый телефон, по подозрению в краже которого Назаров и был задержан и доставлен в «Дальний» в марте 2012 года, — возвращен законному владельцу.