В среду стало известно, что следственное управление СК по Татарстану завершило работу по уголовным делам о пытках задержанных в казанском отделе полиции «Дальний». «В целом следственные действия уже завершены, — рассказал «Газете.Ru» представитель республиканского СК Андрей Шептицкий. — Однако об окончательном завершении расследования можно будет сказать только после того, как дело уйдет в суд».
По его словам, это может произойти до конца года.
«Срок следствия назначен до ноября, потом он может быть продлен, если сторонам потребуется больше времени для ознакомления с делом», — пояснили в СК. В настоящее время потерпевшие знакомятся с материалами дела, потом их будут изучать обвиняемые. Всего в одном производстве собраны 17 уголовных дел, сообщил представитель СК. После того как с делом ознакомятся обе стороны, оно будет направлено в прокуратуру, а затем в Приволжский районный суд Казани.
Представляющие интересы потерпевших правозащитники рассчитывают в процессе ознакомления узнать много новых подробностей о работе отдела полиции «Дальний». По их словам, общий объем собранных следователями доказательств насчитывает свыше 60 томов.
«Защита обвиняемых будет затягивать процесс ознакомления, — уверен руководитель правозащитной ассоциации «Агора» Павел Чиков. — Адвокаты уже говорят, что будут знакомится долго, упорно».
«Насколько мне известно, Следственный комитет настроен дать им возможность для ознакомления, какой-то период. Если же они будут затягивать процесс, то следствие будет просить суд ограничить их во времени ознакомления», — заявил он.
Как сообщили «Газете.Ru» в Казанском правозащитном центре, обвиняемыми по статье о превышении должностных полномочий с применением насилия являются девять бывших сотрудников «Дальнего», в том числе экс-начальник отдела полковник милиции Ильгиз Ахметзянов, бывший замначальника отдела полиции по оперативной работе Фаиль Сабирзянов, экс-начальник отдела уголовного розыска Айнур Рахматуллин, его заместитель Алмаз Василов и еще пять полицейских.
По данным правозащитников, в деле фигурируют 13 потерпевших. Интересы четырех из них представляет руководитель Казанского правозащитного центра Игорь Шолохов. Пока он не смог прокомментировать материалы дела. Однако для казанских правозащитников уже очевидно, что в деле всплывут новые подробности.
«Восемь потерпевших не известны никому. Восемь эпизодов вообще не известны никому, кроме Следственного комитета», — говорят правозащитники.
Они считают, что, скорее всего, процесс будет закрытым: не все потерпевшие хотели бы публично озвучивать детали тех пыток, которым они подвергались в «Дальнем». «Думаю, что на этом будет настаивать прокуратура. Позиция всех потерпевших по этому вопросу пока не ясна, но некоторые из них точно будут просить о закрытом процессе», — рассказал Чиков.
Все эпизоды, которые инкриминируются полицейским, были расследованы после смерти задержанного — 52-летнего Сергея Назарова, которого замучили в отделе полиции «Дальний». После того как за дело взялись следователи, выяснилось, что это не единичный случай издевательств над задержанными.
Первым в рамках уголовного дела, возбужденного по ч. 4 ст. 111 УК (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего) и пп. «а», «в» ч. 3 ст. 286 УК (превышение должностных полномочий с применением насилия и причинением тяжких последствий) был арестован уволенный из органов по приказу главы МВД Татарстана 23-летний оперуполномоченный Ильнур Ибатуллин. Затем под стражу были заключены 24-летние замначальника уголовного розыска Алмаз Василов, оперуполномоченный Рамиль Ахметзянов и 25-летний замначальника отдела полиции по оперативной работе Фаиль Сабирзянов. По версии следствия, Ибатуллин, Сабирзянов, Василов и Ахметзянов совместно издевались над Сергеем Назаровым.
Оперуполномоченный Ибатуллин, как считают следователи, держал жертву, а Василов насиловал задержанного бутылкой.
Ибатуллин также обвиняется в избиении Назарова: следствие считает, что бывший оперуполномоченный бил задержанного ногами и руками.
Позже в отношении Ибатуллина было возбуждено еще одно уголовное дело — по ч. 1. ст. 286 УК (превышение должностных полномочий) и ч. 2. ст. 292 УК (служебный подлог). С заявлением к следователям обратилась 20-летняя жительница Казани Алия Садыкова. По версии следствия, 3 января 2012 года Ибатуллин составил фиктивный рапорт о задержании Садыковой за кражу. На основании сфальсифицированного документа женщину поместили в камеру для административно задержанных. Как утверждает заявительница, сотрудники «Дальнего» избили ее и угрожали изнасиловать бутылкой из-под шампанского, после чего она дала признательные показания и получила пять суток ареста.
Затем к правозащитникам обратилась мать 22-летнего программиста Оскара Крылова. Рушана Крылова рассказала «Газете.Ru» , что ее сына в октябре прошлого года также пытали в ОП «Дальний»:
«Его били, надели наручники, насиловали бутылкой, двое оперативников снимали это на камеру мобильного телефона и угрожали выложить видео в интернет. Испугавшись за свою жизнь, мой сын подписал чистосердечное признание. Мне по телефону сообщили, что он был задержан за мат в общественном месте».
По словам матери, ее сына отпустили через два дня, после чего в травмопункте ему выдали справку о телесных повреждениях. До резонансного случая с гибелью Назарова Крыловы обращались в СК и МВД, но «никаких писем о принятии процессуального решения не получили».
Еще один потерпевший — студент Казанского федерального университета Ильдар Ахметшин. Двое суток, пока Ахметшин находился в камере «Дальнего», его родственники обзванивали больницы и морги. Правозащитники утверждают, что студент стал жертвой оперуполномоченного Ахметзянова. Полицейские мучили задержанного, заставляя признаться в краже. В Казанском правозащитном центре утверждают, что молодого человека били ладонями по лицу и грудной клетке. По словам пострадавшего, его также пытались изнасиловать. «Неожиданно оперуполномоченный встал со стула, поставил меня в позу «ласточки» и сказал, чтобы я разделся, нанес по телу примерно 10 ударов кулаком. В кабинет зашел сотрудник, вместе с оперативником прижали меня к столу и начали снимать штаны, при этом наносили удары по корпусу. Я начал убегать из кабинета, оперуполномоченный поставил подножку. Когда находился в коридоре, упал на пол. Кричал, чтобы меня не трогали и не били», — говорилось в письме Ахметшина правозащитникам. Когда студента наконец отпустили домой, он сразу же обратился в травмопункт, где зафиксировал побои и получил направление в городскую больницу. Там его немедленно госпитализировали в нейрохирургическое отделение. Впоследствии уголовное дело о якобы разбойном нападении в отношении самого студента было прекращено.