Аномальная ситуация с лесными пожарами в России обсуждалась на селекторном совещании с участием вице-премьера правительства Аркадия Дворковича и губернаторов российских регионов. Выступавший с докладом министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской заявил, что слабым местом в обеспечении пожарной безопасности является человеческий фактор: 99% пожаров в России в этом году произошло из-за неконтролируемых поджогов травы и сельхозпалов. Кроме того, осложняет ситуацию и кредиторская задолженность правительства перед регионами за тушение горящих лесов в прошлом году. В настоящее время долг составляет почти 530 млн руб. Вопрос необходимости погашения этой задолженности глава Минприроды поднимал еще в начале весны, тогда сумма была в три раза больше. Тогда это предложение было одобрено и внесено в протокол к исполнению. По итогам селекторного совещания Минфин частично этот долг погасил. В этот раз Минфин также был обязан выплатить оставшиеся суммы.
Минприроды предоставило статистику по пожарам: на землях лесного фонда, за которые отвечает ведомство, произошло с начала года более 7,2 тыс. пожаров, огнем пройдена площадь в 868 тыс. га.
Но если учитывать все природные пожары, а не только леса, то огнем выжжена площадь больше чем в два раза.
В цифрах не указаны земли других категорий, за которые Минприроды не отвечает. Согласно данным спутникового наблюдения, выжженная площадь превышает 1 млн га — это земли госземзапаса, муниципальные и поселений, земли промышленности и спецназначения. За них отвечают муниципальные и региональные власти. В отдельную категорию вынесены пожары на землях Минобороны, там огонь прошел около 60 тыс. га.
Несмотря на хитрости со статистикой, проблемы, на которые указывает Минприроды, общие для всех видов земель. У огня нет преград, и он перекидывается на земли лесного фонда с земель других категорий, на которых проводят неконтролируемый отжиг травы. По словам министра Донского, травяные пожары — одна из причин возникновения пожаров на землях лесного фонда.
«Кроме того, серьезную угрозу пожарной безопасности лесов России представляет наличие большого количества нелегальных объектов переработки древесины — пилорам, для которых требуется большое количество сырья. В связи с этим не исключается возможность умышленных поджогов для сокрытия следов незаконных рубок», — заявил он.
Например, в маленьком селе Урульга Карымского района Забайкальского края находится аж 16 частных пилорам, расположенных во дворах жилых домов.
Еще одна причина возгорания — социально-экономическая. «Зачастую это умышленные поджоги с целью снижения затрат на производство сельскохозяйственных работ», — пояснил Донской. Он также добавил, что поджигание леса вошло в пугающую традицию у местного населения и браконьеров.
«Таким образом, в этом году лес горит не из-за природных аномалий, а из-за безответственности людей и отсутствия эффективного контроля со стороны органов местного управления на муниципальном уровне», — подытожил министр.
Региональные власти также получили дозу критики от Минприроды. Традиционно ведомство требует от субъектов своевременного введения режима ЧС. Об этом много говорилось в прошлом году. «Несвоевременное введение режимов ЧС, ограничения посещения лесов и въезда в них транспортных средств серьезно влияет на ухудшение лесопожарной ситуации», — пояснил Донской.
По его словам, Иркутская область до сих пор не ввела режим ЧС, хотя это надо было сделать еще почти месяц назад.
Омская область горит так сильно, что режим надо было объявить десять дней назад, но пока что этого не сделано. «В Забайкальском крае необходимая дата введения режима чрезвычайной ситуации – 28 марта, а фактическая – 15 апреля. Отставание составляет свыше двух с половиной недель! На 15 дней опоздала с режимом ЧС и Бурятия. В Еврейской автономной области отставание составляет 13 дней. И, наконец, в Приморском крае режим ЧС был введен только через 12 дней после начала сильных пожаров», — пояснил Донской.
В некоторых регионах остается практика занижения данных о лесных пожарах. В этом году расхождение составило 400 тыс. га. В топе проштрафившихся самые горящие — Иркутская и Омская области, Забайкальский и Приморский края.
«Рослесхозом направлены соответствующие обращения главам субъектов о предоставление достоверных сведений о площадях, пройденных лесными пожарами», — отметил министр Донской и добавил, что в ближайшее время Рослесхоз проведет внеплановые проверки в проблемных регионах.