О возбуждении уголовного дела в отношении высокопоставленного силовика стало известно в понедельник, 12 мая. Знакомые с ситуацией общественные деятели пояснили, что фигурантом дела Морозов стал еще 30 апреля.
«Мне потребовалось полтора года, чтобы доказать, что этому человеку не место в МВД, — рассказал «Газете.Ru» депутат Госдумы от «Единой России» Александр Хинштейн, который уже давно зарекомендовал себя непримиримым противником генерал-майора. – Уголовное дело против Морозова возбудили еще 30 апреля, я это знал, но сознательно не предавал огласке, чтобы иметь возможность после майских праздников вызвать как можно больший общественный резонанс. Ведь я уверен, что дело будут активно разваливать, к сожалению».
Депутат добавил, что у Морозова есть высокопоставленные защитники в МВД РФ, которые, возможно, будут оказывать давление на следствие.
Скандал начался несколько месяцев назад, сразу после увольнения главы следственного департамента министерства генерал-майора юстиции Юрия Алексеева. Генерал Владимир Морозов в возрасте 52 лет подал рапорт об увольнении на пенсию, а спустя 10 дней в управление прибыл отряд проверяющих из МВД, которые запросили личные дела сотрудников и материалы уголовных дел, в том числе закрытых или приостановленных.
«Морозов написал рапорт об отставке. Поздравляю личный состав и москвичей! Этот день мы приближали, как могли», — написал тогда в своем микроблоге Хинштейн. Он также сообщил, что рапорт был написан в кабинете министра внутренних дел Владимира Колокольцева, а поводом для отставки стала организация юбилейного корпоратива, посвященного 50-летию ГСУ.
50-летие своей службы следователи столичного ГУМВД отмечали в московском Доме музыки, на торжество было потрачено, по разным оценкам, от 3 млн до 5 млн руб. Спонсором мероприятия, на котором выступили Иосиф Кобзон и Олег Газманов, был крупный холдинг ВИЮР.
Как оказалось, спонсоры пышного торжества были фигурантами уголовного дела о хищениях, которое расследовалось как раз в ведомстве Владимира Морозова.
Накануне юбилея ГСУ генерал подписал письмо на имя генерального директора Дома музыки с просьбой оказать содействие в проведении мероприятия, предоставив в аренду помещения.
«При этом он указал, что договор аренды помещений необходимо заключить с автономной некоммерческой организацией «Центр интеллектуальной собственности «Группа ВИЮР», — сообщает Следственный комитет.
Холдинг, на деньги которого гуляла полицейская элита Москвы, занимается защитой авторских прав, организацией массовых мероприятий, конструкторскими и проектными работами, издательством и полиграфией. Также в его состав входят собственный ЧОП и коллегия адвокатов. Адвокаты этой коллегии в суде представляли интересы скандально известной швейной фирмы ОАО «Швейпром». С ОАО «Швейпром» МВД РФ заключало контракт на поставку формы на 3,94 млрд руб. Однако уже при Колокольцеве министерство разорвало отношения с этой фирмой по суду.
А уголовное дело на директора «Швейпрома» Станислава Лебедева расследовалось именно в структуре генерала Морозова.
И тогда еще действующий замначальника столичного главка ГСУ, по некоторым данным, способствовал прекращению уголовного дела.
Примечательно, что адвокатами Лебедева были все те же представители коллегии ВИЮР. Вызывает сомнения версия, что сам Морозов не знал, что «Группа ВИЮР» замешана в крупном скандале, и «случайно заключил» выгодный контракт с сомнительной фирмой.
«Если на Владимира Морозова завели уголовное дело, так это его проблемы, не наши. Мы не имеем к этому никакого отношения. Мы представляем интересы нашего клиента Станислава Лебедева, а не Владимира Морозова», — сообщили «Газете.Ru» в Московской независимой коллегии адвокатов ВИЮР.
Напомним, что Морозов был назначен на должность вместо Ивана Глухова, занимавшего свой пост около 13 лет. Глухов также подал в отставку по собственному желанию, после того как оказался замешан в коррупционном скандале. До этого Морозов возглавлял управление МВД по Смоленской области. Родился он в Орловской области, служил в армии, был сотрудником патрульно-постовой службы.
С 1983 года Морозов учился в Высшей школе милиции МВД СССР. С 1987 по 2001 год прошел путь от следователя до начальника следственной части. Дослужился до звания полковника юстиции, работая в одном отделе. Затем два года проработал в аппарате столичного главка. Был начальником зонального информационного центра ГУВД, первым заместителем начальника штаба ГУВД по Москве.
С марта 2003-го по июль 2010-го был начальником УВД по Зеленоградскому округу Москвы в звании генерал-майора. Затем его перевели на два года в Смоленскую область возглавлять местное управление МВД.
Александр Хинштейн считал назначение Морозова первой кадровой ошибкой Владимира Колокольцева.
«ГСУ — очень важная структура, требующая опытного управленца. Мне кажется, кандидатура Морозова для этого не подходит: слишком много нареканий вызывала его работа в Смоленской области», — заявил еще в 2012 году «Газете.Ru» Хинштейн.
Работая в Смоленске, Морозов за сравнительно недолгий срок пребывания успел вступить в открытую конфронтацию с руководителями региона, утверждает депутат. По словам Хинштейна, в это время у генерала возникли трения с председателем областного суда, председателем областной думы и частью депутатского корпуса. Руководители региона якобы неоднократно обращались с жалобами на действия Морозова как в администрацию президента, так и к руководству МВД.
«Морозов в целях подчинения себе руководителей использует недозволенные методы. Есть системные вопросы по организации работы с личным составом. С начала этого года в Смоленске зафиксировано несколько резонансных случаев, связанных с неправомерными действиями сотрудников полиции. В частности, помощник оперативного дежурного по УВД Смоленска нанес задержанному в дежурной части порядка 30 ударов электрошокером, но Морозов настаивал на том, чтобы в отношении полицейского не возбуждалось уголовное дело», — рассказывал тогда Хинштейн.
«На данный момент проводится комплекс следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий, направленных на установление всех обстоятельств преступления. В ближайшее время планируется допрос Морозова», — сообщает СК РФ.
«Я буду контролировать дело Владимира Морозова, я убежден, что необходимо провести проверку всех договоров ВИЮР, допросить всех участников сделок, — сказал «Газете.Ru» Александр Хинштейн. – Фабула дела не такая простая, Морозова не просто поймали за руку с деньгами, тут речь идет о получении нематериальной выгоды. Я, скорее, убежден, что речь идет не только о злоупотреблении должностными полномочиями, но и о получении взятки».
Сам Морозов и его защитники в понедельник были недоступны для комментариев.
Впрочем, источник в МВД России, знакомый с ситуацией, рассказал «Газете.Ru» на условиях анонимности, что генерал проявил себя как неплохой работник и стал фигурантом уголовного дела из-за политических игр на высоком уровне.
В чем именно заключается игра, собеседник, впрочем, уточнять отказался.
Напомним, что в минувший четверг был арестован другой высокопоставленный полицейский — бывший глава ГУЭБиПК Москвы Денис Сугробов.
Генерал Сугробов проходит по делу своих подчиненных в качестве подозреваемого. Против 12 оперативников сейчас возбуждены дела по ст. 210 УК (организация преступного сообщества и участие в нем), ст. 286 УК (превышение должностных полномочий), а также ст. 304 УК (провокация взятки). На данный момент руководитель ГУЭБиПК МВД находится в СИЗО «Лефортово», следователи намерены предъявить ему обвинение уже на этой неделе.
«Отставки, аресты и уголовные дела будут появляться в структуре МВД снова и снова до тех пор, пока не будут внедрены новые методики подготовки, обучения и контроля полицейского состава, — рассказал «Газете.Ru» председатель московского профсоюза полиции Алексей Лобарев. – Сейчас полиция работает «карандашом и ластиком» (так называемая система палок работает, надо отчитаться перед руководством, чтобы не потерять должность) — рисуют дело, арестовывают. Берут взятки и злоупотребляют должностными полномочиями – все это от плохой подготовки и отсутствия грамотного общественного и внутреннего контроля полиции».