Из оценки эффективности работы губернаторов убрали результаты ЕГЭ по региону. Соответствующий указ подписал Владимир Путин. По словам экспертов, именно этот критерий повышал коррупционную составляющую ЕГЭ: местным властям было невыгодно, чтобы школьники получали низкие баллы, из-за чего учителя помогали решать школьникам задания, которые зачастую появлялись за несколько дней до экзамена.
Одним из показателей оценки эффективности деятельности губернаторов была доля выпускников школ, которые не сдали ЕГЭ, относительно числа всех выпускников в регионе. Указом президента этот критерий был заменен на долю школьников, которые занимаются в одну смену, от общего числа школьников. Указ президента вступает в силу с 1 января следующего года. В Рособрнадзоре заявили, что поддерживают решение президента, поскольку «интерпретация» этого показателя иногда влияла на результаты экзамена.
Чтобы повысить результаты ЕГЭ, губернаторы начинали давить на региональные органы управления образованием, а те, в свою очередь, на директоров школ, которые пытались переложить ответственность на учителей.
Происходили различные махинации, чтобы школьники могли лучше сдать ЕГЭ, вплоть до «сливов» заданий предстоящих экзаменов в интернет. Кроме того, учителя могли решать ЕГЭ за школьников или давать им готовые результаты, зачастую закрывали глаза на использование шпаргалок. Благодаря всему этому школьники получали более высокие баллы за экзамен.
С предложением отменить результаты ЕГЭ как критерий эффективности работы губернаторов в прошлом году выступил министр образования и науки Дмитрий Ливанов. Об этом он заявил, подводя итоги прошлогодней кампании ЕГЭ. Напомним, в 2013 году задания ЕГЭ появились в сети за несколько дней до экзамена. «Мы считаем, что нынешняя редакция создает неправильную мотивацию руководителей регионов», — говорил Ливанов. Так, Брянская область, где на ЕГЭ в прошлом году было зафиксировано большое количество нарушений, показала хорошие результаты.
Об отмене этого критерия говорил также вице-премьер Дмитрий Козак. Поддержали предложение и в Рособрнадзоре, заявив, что неоднократно обращались с этим предложением в Минрегионразвития. Члены общественного совета при Минобрнауки тоже говорили о необходимости отменить этот показатель.
Кроме того, с предложением отменить этот критерий выступали представители школ и вузов. «Невозможно избежать нарушений процедуры экзамена, если идет соцсоревнование регионов — у кого ЕГЭ лучше. Не следует использовать результаты ЕГЭ для оценки работы школ, муниципалитетов и регионов. Такого рода модель искажает работу региональных органов образования по проведению ЕГЭ», — говорил глава комиссии Общественной палаты по развитию образования, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. Руководитель Дирекции по инновациям Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, преподаватель факультета инноваций и высоких технологий МФТИ Юрий Аммосов также отмечал, что местным властям невыгодно, чтобы школьники писали ЕГЭ на невысокие баллы.
В итоге в ноябре прошлого года Минобрнауки направил письмо в Минрегионразвития обращение с просьбой изменить этот критерий оценки деятельности губернаторов. В декабре Минрегионразвития поддержал это предложение.
Директор центра образования «Царицыно» Ефим Рачевский еще в 2011 году на заседании общественной палаты заявлял о необходимости убрать этот критерий. «Эксперты всегда были озабочены честностью процедуры сдачи ЕГЭ, — говорит Рачевский «Газете.Ru». — А когда результаты ЕГЭ стали индикатором успешности работы руководителей регионов, то естественно, что, в силу нашей ментальности и жесткого иерархического соподчинения, каждый регион хотел выглядеть как можно лучше. В некоторых регионах воля губернаторов является абсолютной. Естественно, что губернские начальники делали все возможное, чтобы показатели ЕГЭ были хорошими. Ведомственные начальники не могут подвести губернского начальника — они тоже делали все, чтобы результаты были хорошими. Подчеркиваю, что результаты по ЕГЭ, а не знания. Директор школы, который не хочет подвести своих начальников, тоже делал все возможное. Это создавало все условия для нечестных процедур сдачи ЕГЭ. Это то же самое, что плановое хозяйство по надоям молока в советские времена».
По словам Рачевского, теперь есть шанс, что процедура ЕГЭ выйдет из «политического контекста» и станет прозрачной. «Очевидно, что, когда вводили критерий, руководствовались иллюзией, что если за плохой результат по ЕГЭ президент отчитает губернатора, то губернатор сделает дополнительные вливания в школу, повысит зарплаты учителям и так далее. Но для большинства регионов это осталось иллюзией. Теперь убран этот критерий — условно, губернатора не смогут снять с работы, если у него все двоечники, и не наградят орденом, если все пятерочники», — говорит эксперт.
Решение президента поддержал и сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий.
«Это самое радостное событие, которое произошло за последние годы в образовании, — считает он. — Этот критерий создавал законодательную базу для коррупции. Естественно, если кого-то оценивают, то человек сделает все возможное, чтобы оценка была как можно выше».
По его словам, можно ожидать, что в следующем году ЕГЭ пройдет без особых нарушений. «А возможно, уже и с этого года. Вдруг найдутся умные губернаторы, которые поймут, что начинать выполнять этот указ нужно уже сейчас. Теперь осталось только разделить экзамен для тех, кто заканчивает школу, и тех, кто собирается поступать в университет, — и тогда вопросов к ЕГЭ не будет», — отмечает Луховицкий.