В Министерстве образования и науки прошло всероссийское совещание с руководителями региональных управлений образования. Министр образования и науки Дмитрий Ливанов сформулировал основные задачи региональных систем образования на следующий учебный год.
Одной из задач, поставленных перед региональными министерствами образований, стало недопущение ошибок ЕГЭ нынешнего года и усовершенствование технологии сдачи экзамена. В частности, Ливанов заявил, что будет вводиться устная часть экзамена сначала по английскому, а затем и по другим иностранным языкам. Кроме того, произойдет постепенный переход к компьютерной сдаче экзамена — сначала по информатике, а затем и по другим предметам, что позволит снизить риски появления в интернете контрольно-измерительных материалов до экзамена, а также обеспечит равный доступ к сдаче экзамена детей с ограниченными возможностями.
Также Ливанов заявил, что необходимо отказаться от результатов ЕГЭ как критерия эффективности работы школ.
Об этом в начале июня говорили на «круглом столе» в аналитическом центре при правительстве РФ. Данный критерий нарушал, по мнению экспертов, независимость экзамена, поскольку учителя могли помогать своим ученикам в его сдаче, чтобы получить более высокие результаты за ЕГЭ. «Для нас очевидно, что честность или нечестность в проведении ЕГЭ — повод задуматься о доверии к региональному руководству системы образования. По данным обработки результатов мы видим нечестность и честность по каждому пункту приема экзамена, по каждому региону», — заявил Ливанов.
Со следующего года коллективная пересдача ЕГЭ будет закреплена в законе «Об образовании», сообщил Евгений Семченко, начальник управления оценки качества образования Рособрнадзора. Она будет проводиться, если нарушителями выступят организаторы или неустановленное лицо с пункта приема экзамена. Если нарушителями будут выступать региональные центры обработки информации, будет проводиться полная перепроверка и повторная обработка работ.
Дмитрий Ливанов заявил, что Минобрнауки собирается активнее влиять на региональную кадровую политику, в частности, отзывать по своему распоряжению региональных министров образования.
Это будет касаться регионов-аутсайдеров, которые не пройдут оценку министерства. Для этого сформируют систему оценки регионов, куда войдет честность при проведении ЕГЭ, сокращение очередей в детские сады, учебные достижения школьников по результатам национальных и международных исследований и другие пункты. Ливанов добавил, что все они весь последний год чувствуют большое напряжение. «Фактически это чрезвычайный режим, как в Москве, так и в регионах. Мы одновременно реализуем десятки проектов, которые конкурируют за наше внимание, время и ресурсы. Важно понять, для чего такая гонка. Ответ на этот вопрос — мы хотим сделать серьезный рывок в повышении качества нашего образования, решить задачи его развития в комплексе», — заявил Ливанов.
Ливанов также призвал задуматься об учителях. Он отметил, что за последние два с половиной года зарплата учителей выросла в два раза. «Это особенно важно, чтобы привлечь в профессию молодых учителей, когда через несколько лет система образования столкнется с заменой учителей, которые будут уходить на пенсию», — отметил министр. Впрочем, одного повышения зарплаты, по словам Ливанова, для повышения уровня работы учителей недостаточно: необходимы достойные условия работы.
Министр напомнил и о задачах, которые были выполнены в рамках программы модернизации региональных систем общего образования. «В частности, был решен вопрос дистанционного обучения для всех детей-инвалидов, безопасный подвоз к сельским школам всех детей, мы оснастили необходимым оборудованием для доступа к современным образовательным ресурсам все школы. И, наконец, мы довели до средней по экономике региона зарплату учителей», — заявил Ливанов.
Он также заострил внимание регионов на том, чтобы в местных «дорожных картах» (планы развития системы образования региона) не должно быть мероприятий, которые не подкреплены соответствующими источниками финансирования.
«Безусловное исполнение указов президента требует того, чтобы в региональных бюджетах расходы на образование стали безусловным приоритетом», — заявил министр. В Минобрнауки сформирована группа, которая анализирует «дорожные карты» по каждому региону. «Пока в целом ряде региональных дорожных карт мы фиксируем недостаток здравого смысла. Цели должны быть реалистичны, бессмысленно ставить задачи, которые не имеют понятного источника финансирования», — сказал Ливанов.
Директор Департамента стратегии, анализа и прогноза Минобрнауки Григорий Андрущак отметил, что согласование «дорожных карт» проходило с конца января 2013 года. К 1 мая этого года были согласованы «дорожные карты» всех регионов, среди них 41 карт были утверждены без замечаний. Остальные были согласованы с различными замечаниями. Самое частое замечание, высказанное к картам, было в том, что не указано, из каких источников будет формироваться финансирование для реализации их пунктов. «Нужно обеспечить рост бюджетов на региональные системы образования, при этом избежав перераспределения ресурсов. Решение задач перераспределением средств недопустимо, поскольку таким образом, решая одни задачи, другие лишаются финансирования», — отметил министр. Ливанов заявил, что нельзя искать дополнительные средства финансирования и в «карманах родителей», особенно это касается дошкольного образования.
Сказал он и об усилении администрирования и бюрократического контроля в системе образования, от чего, по его мнению, необходимо избавляться. «Если мы не будем доверять учителям и школам, если мы будем требовать отчета по минимальным поводам, то точно понизим качество работников», — говорит Ливанов. По его словам, 75 процентов проверок в школах приходит от региональных и муниципальных органов власти, и необходимо избавить учителей от излишнего документооборота.
Коме того, Ливанов считает, что в системе образования есть избыточные управленческие звенья, количество которых необходимо сократить. И если количество школ за последние годы снизилось, то количество органов управления образования осталось таким же.
Заместитель министра Игорь Реморенко, в свою очередь, заявил, что в этом году прокуратура проверила системы образования регионов, в результате чего в некоторых были выявлены нарушения. В частности, в Дагестане, Белгороде, Смоленске, Тверской, Курской областях и Санкт-Петербурге был выявлен простой оборудования. В Адыгее, Кургане, Московской области и в Мурманске зафиксировали неправомерное расходование и хищение бюджетных средств. В Ингушетии, Карелии и Курганской области заключали контракты без проведения процедуры размещения заказов. В Челябинске и Красноярске раскрыты нарушения при закупке учебников. В Мурманске выявлены нарушения прав педагогических работников.
Дмитрий Ливанов отметил, что контрольные цифры приема в вузы теперь будут формироваться не по заявкам вузов, а по заявкам регионов. «Причем мы будем ориентироваться на мнения тех министерств, которые отвечают за экономическое развитие и рынок труда. Анализ запросов показывает заинтересованность в хорошем среднем профессиональном образовании», — считает Ливанов.