Уполномоченный по правам человека в российской столице Александр Музыкантский заявил о необходимости защиты прав москвичей в условиях массовой миграции. Он впервые поднял эту тему в ежегодном докладе наряду с традиционными нарушениями жилищных, социальных и иных прав горожан.
По словам Музыкантского, до сих пор усилия правозащитников были направлены в основном на защиту прав мигрантов. Однако возрастающая напряженность в обществе побудили его инициировать исследование с позиции жителей столицы.
Проект нацелен на то, чтобы выяснить, насколько тяжел для них миграционный пресс, а также разработать рекомендации по улучшению социальной обстановки в городе, пояснил Музыкантский. Провело исследование РОО «Центр миграционных исследований».
<1>Постоянное население Москвы увеличивается в среднем на 1 млн человек за 10 лет, в основном за счет притока мигрантов из регионов России. Но предметом беспокойства москвичей является не эта, а трудовая миграция, которая становится в последние годы все более культурно далекой для столицы. Только официально в 2013 году на миграционный учет поставлены 1,5 млн граждан из стран ближнего и дальнего зарубежья, то есть едва ли не вдвое больше, чем российских.
Основной поток гастарбайтеров идет из стран СНГ. Причем при регистрации по месту жительства и тем более при предоставлении более высоких статусов предпочтение отдается прибывшим с Украины. Однако общественное мнение видит только два источника миграции – Среднюю Азию и Кавказ, которым приписывается в совокупности 90% «понаехавших», идентифицируемых как наиболее проблемные. При этом страны Закавказья и российские республики Северного Кавказа в сознании большинства москвичей чаще всего не разделяются.
А самая проблемная группа мигрантов, вызывающая наибольшее раздражение москвичей, – приехавшие с Северного Кавказа российские граждане.
Более половины респондентов (57%) прямо заявили о неприязненном отношении к таким гостям столицы. Северокавказцы собрали в полтора раза больше отрицательных оценок, чем мигранты из Средней Азии и Закавказья, и они же получили меньше всего положительных оценок.
С положительными оценками вообще проблема: по отношению к общему числу опрошенных те, кто замечает полезный вклад мигрантов, составляет около 10%.
Этот факт также свидетельствует о том, что миграционная обстановка в Москве сильно накалена, считают авторы исследования.
В ответах москвичей на вопрос «Чего вы больше всего боитесь?» мигранты следуют на втором месте (28% ответов) после бандитов и хулиганов (57%). Почти половина респондентов (46,5%) были свидетелями нетерпимости к мигрантам со стороны горожан. Столько же (45%) не видят ничего положительного в приезде мигрантов, еще четверть «скорее не видят». У 60% москвичей мигранты вызывают раздражение, и только у 21% — нет.
Москвичи в подавляющем большинстве согласны принимать из стран СНГ преимущественно русских (68% ответов), тогда как на прием всех мигрантов независимо от национальности и страны происхождения согласны всего 8% респондентов. Но, несмотря на столь натянутые взаимоотношения, открытую агрессию в виде нападений скинхедов и других радикальных группировок не одобряют более двух третей горожан.
Как показало исследование, говорить о сложившихся анклавах компактного проживания мигрантов в Москве пока рано, но тенденция к появлению в Москве районов «понаехавших» уже проявляется. При опросе москвичи в этом отношении выделили Кузьминки, Выхино, Люблино, Гольяново и район Черкизовского рынка.
Одна из самых острых тем, всегда поднимаемая при обсуждении миграционных рисков, – рост преступности. По данным ГУ МВД по Москве, в прошлом году в городе зафиксировано свыше 10 тыс. преступлений, совершенных мигрантами. Они лидируют среди преступников, осужденных за грабежи (48%), разбои (34%), кражи (32%), изнасилования (57%). Преступления, в которых замешаны приезжие, становятся резонансными, превращаются в источник конфликтов, активизируют националистические группировки.
Если москвичи больше всего боятся бандитов и мигрантов, то гастарбайтеры – полиции (43,5%) и скинхедов (22%), а иногда и просто москвичей (13%).
Кроме роста преступности в городе москвичи связывают с миграцией вытеснение местного населения с рынка труда (39%) и демпинг зарплат (33%). Хотя как данные статистики по безработице и числу свободных вакансий в Москве, так и ответы респондентов на вопросы о случаях реальной конкуренции с гастарбайтерами показывают, что эти представления сильно преувеличены. Так, лишь 7% опрошенных москвичей столкнулись с ситуацией, когда их не взяли на работу, а взяли мигранта. Тем не менее благодаря наплыву дешевого мигрантского труда происходит не только демпинг зарплаты, но и возрастают требования работодателей к напряженности труда.
Одна из самых острых — проблема расходов московского бюджета на оказание неотложной медицинской помощи приезжим, особенно в связи с родами (почти 30%). Только 13% мигрантов, опрошенных в рамках данного проекта, имели полис ДМС, а полисы ОМС есть только у тех, кто имеет разрешение на временное пребывание или вид на жительство в России. При этом 28% москвичей связывают с гастарбайтерами распространение антисанитарии и болезней.
Доля иностранных родов в Москве остается неизменной на протяжении трех последних лет и составляет около 7% от общего числа.
Еще более острая проблема – отказ мигранток от своих младенцев. По информации департамента здравоохранения города, примерно каждый третий из около 300 оставляемых в последние годы в родильных домах детей брошен роженицей из страны СНГ (в 40% это гражданки Киргизии).
Называют москвичи проблемой и совместное обучение своих детей и детей мигрантов (35%).
В школе чаще всего учатся дети выходцев из Азербайджана, Армении и Грузии (22,6%) и Северного Кавказа (11%). Школ, в которых были бы классы, где дети мигрантов составляют большинство, не выявлено.
Среди проблем москвичи указывают, в частности, снижение качества обучения из-за плохого знания мигрантами русского языка, а также «ментальность» детей из республик Северного Кавказа, конфликты с их родителями и полную неспособность педколлектива противостоять этому.
Между тем, несмотря на распространенные представления о нежелательности и даже вреде мигрантов, их труд москвичами явно востребован.
Треть из опрошенных гастарбайтеров заявили, что работают по найму у частных лиц. Чаще всего москвичи нанимают приезжих для строительства и ремонта дач и квартир, работы на дачных участках. А демпинг оплаты труда мигрантами постепенно расширяет возможности москвичей по найму помощников в разных сферах – больше половины опрошенных назвали в качестве главного преимущества найма гастарбайтеров то, что «их труд дешевле». Кроме того, активный и расширяющийся наем мигрантов физлицами чаще всего (83%) не сопровождается официальным оформлением.
Серьезным подспорьем служит для москвичей и сдача мигрантам жилья.
Около 5% опрошенных когда-либо сдавали квартиры или комнаты в аренду мигрантам. Арендодатели в подавляющем большинстве также игнорируют требование закона, сдавая жилье без регистрации квартиросъемщиков, оформляли регистрацию только 0,7% владельцев жилья.
В целом же москвичей беспокоит создаваемая гастарбайтерами перенаселенность арендуемых квартир и сверхинтенсивная эксплуатация жилплощади и коммуникаций.
Две трети опрошенных рассказали, что в их подъездах есть квартиры, заселенные мигрантами.
Совместная аренда жилья – один из самых распространенных способов поселения мигрантов, так поступает каждый пятый из них. Каждый десятый сообщил, что вместе с ним в квартире проживает до 15 человек. А единственной альтернативой «резиновым квартирам» остаются заброшенные здания, вагончики и подвалы – так живут 40% гастарбайтеров. «Налицо явное противоречие между личными интересами каждого москвича и взглядами москвичей как социальной общности», — констатируют авторы исследования.
Тем не менее основная доля ответственности за сложившуюся ситуацию лежит все-таки не на простых горожанах, а на работодателях и представителях власти, чьи «организационные недоработки» лежат в основе большинства претензий москвичей, считает омбудсмен. Именно чиновники должны решать вопросы с созданием дешевого жилья для гастарбайтеров и обращаться в посольства для поиска родственников брошенных младенцев.
Кроме того, как показало исследование, существенной частью миграционного процесса стала коррупция, которая сопровождает не только его нелегальную, но и легальную часть. О коррупционных схемах найма мигрантов подробно рассказали работодатели из фокус-группы, также принимавшие участие в исследовании.
Каждый шестой из опрошенных мигрантов покупал регистрацию, каждый четвертый – разрешение на работу.