Главное следственное управление СК по Северо-Кавказскому федеральному округу возбудило уголовное дело в отношении членов украинской националистической организации УНА-УНСО (организация запрещена в России). Игорь Мазур, Валерий Бобрович, Дмитрий Корчинский, Андрей и Олег Тягнибок, Дмитрий Ярош, Владимир Мамалыга и другие пока не установленные следствием лица подозреваются в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1, 2 ст. 209 УК РФ (создание устойчивой вооруженной группы (банды) в целях нападения на граждан, руководство такой группой и участие в совершаемых ею нападениях).
«Теперь становится очевидным, что многие радикальные украинские активисты, призывающие к уничтожению российских граждан и просто русских, имеют большой опыт не только призывов, но и пыток и убийств российских граждан, причем на территории России», — считают в СК.
В опубликованном на сайте ведомства сообщении говорится, что следствие собрало «достаточно доказательств», чтобы в ближайшее время вынести обвинительное заключение в отношении вышеперечисленных лиц, заочно избрать для них меру пресечения и объявить в розыск. Что это за доказательства, в СК не уточнили. В управлении СК по взаимодействию со СМИ от комментариев воздержались.
По данным СК, во время расследования этого дела были получены сведения «об организации банды из членов УНА-УНСО и их участии в боевых действиях против федеральных сил на стороне чеченских сепаратистов в период 1994–1995 годов».
По версии следствия, руководителями созданной для этого банды являлись Мазур, Бобрович, Корчинский и другие, а братья Тягнибок, Ярош, Мамалыга и другие неустановленные лица входили в ее состав.
«Следственный комитет РФ сошел с ума в полном составе», — прокомментировал сообщение российского ведомства пресс-секретарь «Правого сектора» (организация запрещена в России) («Правый сектор» объединяет организации «Тризуб» (организация запрещена в России), «Патриот Украины», «Белый молот» и УНА-УНСО. — «Газета.Ru») Артем Скоропадский у себя в фейсбуке.
Представленный на сайте комитета список воевавших в Чечне украинских националистов не соответствует действительности, заявил Скоропадский в разговоре с «Газетой.Ru»:
«В этом списке есть люди, которые действительно воевали в Чечне, но они этого и не скрывают. Это Игорь Мазур из УНА-УНСО, Валерий Бобрович, который был командиром отряда «Арго», Владимир Мамалыга. Все трое воевали в Чечне, а потом в Грузии.
Дмитрий Корчинский, лидер партии «Братство» (организация запрещена в России), которая не входит в «ПС», тоже воевал в Чечне. Но остальные в Чечне не воевали. Это откровенная ложь», — объяснил Скоропадский.
Так, по его словам, лидер «Правого сектора» Дмитрий Ярош не участвовал в первой чеченской кампании: «Насколько я знаю, он вообще никогда в Чечне не был. И уж тем более не воевал там ни лидер партии «Свобода» Олег Тягнибок, ни его брат Андрей. Они в то время вообще не выезжали за пределы Львова. Они в это время занимались политической деятельностью.
СК делает из «Правого сектора» и остальных украинских правых партий страшилку для граждан России.
В нашу сторону летят самые разные обвинения, к которым мы не имеем никакого отношения», — завершил он.
Один из фигурирующих в списке СК членов УНА-УНСО Игорь Мазур в разговоре с «Газетой.Ru» также отрицал, что в боевых действиях против федеральных сил России участвовали братья Тягнибок и Дмитрий Ярош:
«Я приехал в Чечню примерно 15 января в 1995 году и провел там несколько месяцев. Ясно, что их [Яроша и братьев Тягнибок] там не было. Это один из ходов российской власти сейчас — подгребать подо всех, кто имеет отношение к «Правому сектору» и украинской самообороне».
По словам Мазура, он входил в небольшую группу добровольцев, прибывших в Чечню сначала, чтобы охранять украинских, а затем и европейских журналистов: «Главная задача была — обеспечить безопасность прессы. У нас был пресс-центр «Кавказ», который возглавлял Саша Белый. Не боевик он был, как его сейчас обвиняют, он выходил на связь с Киевом и с иностранными журналистами по телефону (интернета же не было), передавал трубку Масхадову или Дудаеву».
Вторая задача украинского добровольческого отряда, по его словам, заключалась в передаче информации из зоны боевых действий: применяется ли оружие массового уничтожения, используются ли осколочные бомбы и так далее. «Мы давали информацию на Европу и Украину. Да, мы были в зоне боевых действий, и оружие у нас было, чтобы не попасть в плен, но задание стояло совсем другое — обеспечить безопасность прессе», — завершил он.
На лидера «Правого сектора» Яроша уже было заведено уголовное дело и заочно предъявлено обвинение в призывах к терроризму за публикацию на странице «Правого сектора» в социальной сети. В записи содержался призыв к лидеру чеченских боевиков Доку Умарову поддержать Украину. В движении заявили, что пост появился после взлома аккаунта одного из администраторов сообщества.
Неделю назад СК возбудил уголовное дело в отношении другого украинского националиста, Александра Музычко. По версии следствия, Музычко, известный также по кличке Сашко Билый (Саша Белый), принимал участие в пытках и убийствах российских военнослужащих в конце 90-х годов в Чечне. Основанием для возбуждения дела стали показания одного из членов УНА-УНСО , отметили в СК. Музычко грозит от 10 до 15 лет заключения по обвинению в создании банды «в целях нападения на российских граждан» (ч. 1 ст. 209 УК).