В московский изолятор 31-летний москвич зашел на своих ногах, говорит член Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Анна Каретникова. Заключенного, чью фамилию в ОНК не называют, обвиняли по статье 159 УК (мошенничество). Перед задержанием он попал в автоаварию, получил закрытую черепно-мозговую травму, повреждения позвоночника и внутренних органов. В таком виде он попал в Бутырку — СИЗО-2.
«Там ему парализовало нижнюю часть тела. Ноги отнялись. И немножко выше. Потом — рука. И он лежал там в лазарете, лежал. Может, умирал, я не знаю. Но похоже на то», — написала Каретникова в своем блоге.
Арестанта возили в суд на продление сроков ареста, по дороге, по его словам, роняли. Тогда заключенный отбил себе легкие. Судья, несмотря на его состояние, оставил меру пресечения без изменения. Затем арестанта перевели в «Матросскую Тишину» — СИЗО-1. Парализованный лежал в палате интенсивной терапии, где за ним присматривали медсестры. А в минувшую среду его отправили в обычную камеру больницы. «Он лежит вообще голый, без ничего, под колючим одеялом. На нем нет трусиков и маечки. Туалет — шланг и катетер. Он не мылся месяц. Он не может самостоятельно почистить зубы. Его обтирали мокрым полотенцем. Это вообще неподвижный человек. Хоть молодой», — пишет Каретникова.
По ее словам, членам ОНК говорили про этого заключенного, но они вышли на него случайно. В больнице раздавали гречку — почему-то без мяса, и в этот момент заключенные больницы просунули голову через окошко кормушки и сказали, что один из них не сможет сам питаться. «Зачем нам принесли этого человека, который не может даже сам поесть?» — приводит их слова Каретникова.
— И я говорю камере: ну помогите ему хоть поесть... умыться... А камера такая говорит: да, но это — второй вопрос.
А как он, извините, будет тут ходить в туалет? Под себя? Но мы тут живем. У нас диабет, ишемия, инфаркт. Это наш дом, извините».
Появившийся заместитель начальника «Матросской Тишины» по медицинской части Самсон Мадаян заявил членам ОНК, что у заключенного неясный диагноз. «Я спрашиваю: что значит неясный диагноз? Он говорит: я не могу понять, откуда у него взялся этот парез. Я говорю: если вы не знаете, то отправьте его в какое-нибудь место, где компетентные специалисты это определят», — рассказала «Газете.Ru» Каретникова. Она не может понять, почему парализованного убрали из палаты интенсивной терапии и направили в обычную.
«Где его простыня? Он был нормальный, когда его закрыли.
Что вы с Бутыркой с ним делаете? — пишет Каретникова в блоге. — Отправляйте его на обследование, немедленно отправляйте его на освидетельствование, освобождайте, я про вас не в прокуратуру и СК, я про вас в другие места напишу, где меня лучше слушают. Вам Европейского суда мало, которому вы глупо наврали? Вам Магнитский еще нужен? Сейчас будет Магнитский вам. Сейчас много всего будет. Мы вас точно в какой-нибудь неприятный список включим. Не можете определить диагноз — отдавайте человека на волю». Соответствующие требования ОНК направила руководству СИЗО.
Вечером в четверг представители московского управления ФСИН заявили, что отправят больного на медкомиссию. «В ближайшее время подследственный будет направлен на медицинское освидетельствование в одно из медучреждений Москвы с целью выявления у него тяжелого заболевания, препятствующего содержанию под стражей», — сказал официальный представитель управления Сергей Цыганков «Интерфаксу». Он уточнил, что в больницу СИЗО-1 заключенный поступил 20 ноября, а затем неоднократно вывозился в медучреждения Москвы для проведения консультаций и дополнительных обследований.
«Подследственный получает адекватное состоянию и диагнозу лечение с положительной динамикой», — утверждает представитель ФСИН.
Каретникова пояснила, что заключенного после медосвидетельствования могут освободить из-под стражи, но уголовное преследование с него не снимут. «Если его заболевание входит в перечень заболеваний, утвержденный постановлением правительства, то его освободят из-под стражи. Точнее, сначала это решит медицинская комиссия, и только после этого его освободят из-под стражи на основании судебного решения», — сказала правозащитница.
Аудитор Сергей Магнитский скончался в больнице изолятора «Матросская Тишина» 16 ноября 2009 года. Официально — из-за острой сердечной недостаточности.