На Чукотке отмечается нашествие белых медведей. Обычно наблюдатели встречают небольшие группы животных, говорят во Всемирном фонде дикой природы (WWF). Например, за несколько недель экспедиция Совета по морским млекопитающим, облетавшая берег Чукотки, обнаружила только 15 животных, которые передвигались разрозненно. 3 ноября на берегу около села Биллингс одновременно оказалась группа из 20 особей.
«Выхожу я утром из дома, смотрю — стоит медведь. Я на него посмотрел, он на меня посмотрел, я пошел дальше.
Выхожу на следующий день, смотрю — снова умка. Думаю, слишком близко стоит он к селу, надо бы его отогнать. Подошел к умке и сказал: «Иди ты, умка, обратно».
На следующий день смотрю — опять стоит умка…» — цитируют в пресс-службе WWF слова своих чукотских наблюдателей из «Медвежьего патруля».
Вскоре от наблюдателей WWF из села Биллингс начали поступать более тревожные сообщения: «Медведей что комаров! И самцы, и мамки с детками». Оказалось, что между большой льдиной, на которой коротали лето медведи, и берегом образовался мостик из льда. «А у животных сработала историческая память о том, что на этом берегу есть корм, вот они и пошли, — пояснил «Газете.Ru» руководитель проекта «Медвежий патруль» Виктор Никифоров. — Действительно, в этот период на побережье от Колымы до Баренцева пролива лежали 15 туш погибших серых китов. Для китов это плохо, а медведям — хорошо, еда».
Быстро расправившись с тушей кита у села Биллингс, группа медведей, которых собралось к тому времени около трех десятков, направилась на юго-восток, преодолела за пару дней по берегу 200 километров и подошла в минувшую среду к селу Рыркайпий.
Село Рыркайпий расположено прямо на берегу, и рано или поздно стая медведей могла вторгнуться в него. Однако жителям повезло: в двух и в пяти километрах перед ними на берегу лежали две туши китов и несколько погибших моржей. Находка затормозила косолапых, но вместе с тем привлекла новых животных. В четверг к вечеру наблюдатели «Медвежьего патруля», возглавляемые Татьяной Миненко, насчитали на берегу 43 медведя.
Животные начали появляться на окраинах села, сообщила в Москву Миненко. Она опасалась, что медведи могут дойти до городской свалки, которая находится рядом с домами. Несколько раз в день патрульные обходили окраины села, изучая на снегу медвежьи следы, работали с администрацией и руководителями предприятий, рассказывая о недопустимости отстрела белых медведей, объясняли односельчанам, как вести себя во время встречи с косолапым.
«Всегда есть желающие выскочить, посмотреть на медведей, особенно школьники»,
— говорит Никифоров. «Патрульные Валерий Каярахтын и Максим Деминов дежурят с утра около школы и два раза в день объезжают вокруг села, контролируя ситуацию», — передавала Миненко.
«Мы помогаем «Медвежьему патрулю» с техникой — снегоходами, с бензином, ракетницами, а они используют это для отпугивания медведей, — пояснил Никифоров. — К людям идут молодые медведи, которые ничего не боятся, никогда не сталкивались с человеком. Их притягивают запахи помойки. Если на зверя направить два снегохода, то медведь испугается, и его можно отогнать на пару километров. Главное — чтобы не было контакта: люди должны быть в поселках, а животные — дикими. Не должно быть такого, чтобы медведи у подъездов лазили».
Сдерживать такое количество медведей долго бы не получилось, признают экологи. Но погода сыграла на руку жителям Чукотки.
В пятницу подул южный ветер. Он отогнал от берега льды, на которых сидела часть животных. «Но еще много белых медведей осталось около китов», — отмечает Никифоров.
Сейчас в селе Рыркайпий действует комендантский час, запрещающий жителям выходить ночью на улицу.
В WWF говорят, что подобное скопление белых медведей в одной точке Чукотки — событие достаточно уникальное, последний раз массово косолапые выходили на берег в 2006 году. «Но это не от того, что белых медведей стало больше. Их всего в Арктике осталось 25 тыс. Просто возникла такая ситуация с ледоставом», — поясняет Никифоров. Он выразил надежду, что в ближайшее время медведи отойдут от села и с него будет снято осадное положение.