В пятницу власти России и США могли бы отпраздновать годовщину с начала действия двустороннего соглашения об усыновлении детей. Его разработка продолжалась больше года, но в итоге все достигнутые договоренности были перечеркнуты всего через два месяца скандальным «законом Димы Яковлева». Формально действие соглашения прекратится с нового года, но оно уже фактически заморожено. «Газета.Ru» попыталась разобраться, кто от этого выиграл и проиграл.
Работа над соглашением между РФ и США о сотрудничестве в области усыновления детей велась более года. Причиной его подготовки стали регулярно происходившие скандалы о жестоком или неадекватном обращении с российскими сиротами, усыновленными американцами. Непосредственным же толчком к разработке соглашения стала скандальная история о том, как в апреле 2010 года американская усыновительница Тори Хансен отправила в Москву, заплатив одному из пассажиров самолета, своего приемного сына Артема Савельева. Пассажир, прилетев в Москву, отвел мальчика к зданию Министерства образования и науки и сдал его сотрудникам приемной, приложив также письмо от Хансен с просьбой отменить усыновление.
На фоне этого скандала чиновники также вспомнили о статистике, согласно которой за предыдущие десять лет в США 19 российских детей погибли от рук приемных родителей.
В итоге Россия и США договорились о разработке специального соглашения, которое бы, с одной стороны, регулировало процедуру усыновления, а с другой — устанавливало возможность контроля за усыновленными детьми российской стороной.
Семь раз договорись
Разрабатывался документ в Министерстве образования и науки, дополнения в него вносил также уполномоченный по правам ребенка в РФ Павел Астахов. Подготовка соглашения сопровождалась многочисленными поездками российской стороны в США. За год и три месяца состоялись семь раундов переговоров, после каждого документы отправлялись на согласование в Генпрокуратуру, Верховный суд, Минюст и другие органы. Такая же процедура согласования была и с американской стороны.
Россия настаивала на запрете отдавать детей однополым родителям, и в итоге такая возможность была исключена. В договор также включили условие об обязательном создании при Госдепе США специального централизованного органа, который бы занимался контролем над усыновленными российскими детьми. Причем по соглашению контроль распространялся и на детей, которые были усыновлены до его принятия.
Условно соглашение разделено на две части. Первая касается процедуры усыновления российских детей американцами. К примеру, передача ребенка на усыновление в США возможна только в случае, если ему не удастся найти подходящую семью в России. Усыновление ребенка может осуществляться только при содействии уполномоченной организации. Будущие родители обязуются пройти соответствующую подготовку и представить социально-психологическое заключение.
Вторая часть соглашения касается контроля за усыновленными детьми со стороны России. В частности, консульские работники могут беспрепятственно посещать несовершеннолетних детей в приемных американских семьях. В нем прописан порядок получения ребенком гражданства другого государств и сохранения гражданства РФ до достижения совершеннолетия. Кроме того, обозначались меры при переустройстве ребенка в другую семью или в случае его возвращения на родину.
Соглашение было подписано министром иностранных дел Сергеем Лавровым и госсекретарем Хиллари Клинтон 13 июля 2011 года. Владимир Путин ратифицировал его только 28 июля 2012 года, а вступило в силу оно с 1 ноября 2012 года.
Скоропостижное голосование
Однако действие соглашения продлилось всего два месяца — до 1 января 2013 года, поскольку 28 декабря 2012 года Владимир Путин подписал «закон Димы Яковлева», который ввел прямой запрет на усыновление российских детей гражданами США, а также прекратил действия российско-американского соглашения об усыновлении.