В понедельник, 16 сентября, у итальянского острова Джильо (регион Тоскана) начнется операция по подъему и удержанию на плаву круизного лайнера Costa Concordia. После крушения судно перевернулось и легло боком на рифы на небольшой глубине.
Специалисты планируют сначала вернуть корабль в вертикальное положение, а потом удержать его на плаву с помощью огромных понтонов, чтобы в итоге отправить в док.
Что делать с лайнером, разобрать на металлолом или реконструировать, судовладельцы, оплачивающие операцию по его подъему, пока не решили.
По подсчетам экспертов, эта операция стала самой дорогостоящей и трудновыполнимой в истории. «Организаторы проекта лайнера отметили, что на данный момент затраты возросли до £500 млн, — сообщила в пятницу Daily Mail. — Но эта цифра еще не конечная, при возникновении проблем это число может возрасти, признали организаторы спасательной операции».
Поднимать гигантский лайнер планируется способом, известным как parbuckling. Для этого спасателям пришлось построить под лайнером специальную платформу, позволившую закрепить под ним стальные тросы. Они проходят через каюты и крепятся под гигантом, позволяя перевести его в вертикальное состояние. Для смещения центра тяжести огромного, длиной 300 м и весом более 110 тыс. тонн, судна специалисты наполнят водой прикрепленные к одному борту цистерны, чтобы уравновесить таким образом другую сторону.
Для того чтобы лайнер при поднятии не развалился, водолазы разместили под ним огромное количество мешков с цементом, общий вес которых составил 18 тыс. тонн. Это позволит поддержать корабль, обеспечив дополнительную устойчивость.
После того как судно поднимут, на нем закрепят 15 контейнеров-понтонов, позволяющих держать корабль на плаву.
Что касается топлива, водолазы и строители извлекали его в течение нескольких месяцев, трудясь по 24 часа в сутки. Но химические вещества и токсины от гниения продуктов питания и напитков до сих пор остаются на борту корабля.
Десятки рычагов будут тянуть стальные тросы весом около 17 тыс. тонн со скоростью около 3 метров в час, подняв корабль на 65 градусов и зафиксировав на специальной платформе.
«Огромная работа по подъему корабля с рифа, на котором он сейчас находится, начнется в понедельник на рассвете, в шесть утра, если не помешает погода. Первый этап операции, как ожидается, продлится от 10 до 12 часов, и в нем примут участие 500 человек из 24 стран», — рассказали организаторы проекта.
Между тем рабочие опасаются, что до сезона осенних штормов осталось мало времени. Они считают, что мощные волны и сильный ветер смогут вновь опрокинуть судно. Кроме того, некоторые отмечают, что способ поднятия кораблей parbuckling никогда раньше не применялся на лайнерах такого размера.
Вместе с поднятием гиганта рабочим также предстоят поиски итальянца и индуса, тела которых так и не найдены с момента катастрофы.
Экологи опасаются, что корпус Costa Concordia развалится на части из-за большой нагрузки.
В департаменте по охране окружающей среды Италии не отрицают угрозы загрязнения Средиземного моря, если что-то пойдет не так. При худшем варианте тысячи тонн воды, находящейся в корабле, выльются вместе со всем мусором.
Успокаивая защитников природы, старший мастер аварийно-спасательной бригады Titan Salvage Николас Слоун разъяснил: «Как шейный бандаж у пациентов, рыболовные сети обхватывают корабль начиная с носа. Они предназначены для ловли мусора, поднимающегося из-под него».
По его словам, самыми сложными будут лишь первые стадии операции, а «как только судно поднимется примерно на 25 градусов, можно вздохнуть с облегчением: дальше гравитация берет все на себя». Но при этом Слоун признал и другую опасность: «Как только начнется операция, способа ее прервать уже не будет».
Аппарат регионального экологического агентства Тосканы в свою очередь заявил, что «сбор проб воды в зоне поражения будет проводиться как во время вращения, так и в последующие дни с целью выявления степени, протяженности и длительности загрязнения».
Глава Национального агентства гражданской защиты Франко Габриэлли, рассуждая об операции, сказал:
«Работы такого масштаба никогда в истории не проводились. Как и во всем, что ранее не делалось, есть элементы неопределенности. Поэтому конкретные меры будут применяться в соответствии с ситуацией».
«Вся операция состоит из десяти этапов, — приводит его слова ИТАР-ТАСС. — На протяжении пяти лет компания-судовладелец Costa Crociere должна будет вести контроль за проектом».
Говоря о дальнейших планах, Габриэлли рассказал, что буксировка корабля запланирована не ранее весны будущего года. Порт назначения пока не определен, так же как и дальнейшая судьба лайнера: он может быть отправлен на слом или полностью реконструирован. По его словам, все расходы берут на себя владельцы.
Costa Concordia потерпела крушение в ночь на 14 января 2012 года во время очередного круиза. Судно наскочило на рифы и, перевернувшись, село на мель. В этот момент на борту лайнера находились около 4200 человек. В результате трагедии погибло 32 человека.
В ходе расследования было установлено, что авария произошла из-за того, что капитан Costa Concordia Франческо Скеттино решил подвести судно поближе к острову, чтобы поприветствовать проживающего там бывшего коллегу, отклонившись от маршрута на 4–5 миль. При этом он вел круизный лайнер в ночное время на слишком большой скорости.
Обвинения были выдвинуты против капитана и нескольких членов экипажа, большинство из которых уже осуждены.
Координатор по кризисным ситуациям компании-судовладельца Роберто Феррарини, пойдя на сделку со следствием, получил два года и десять месяцев тюрьмы. В момент крушения он находился на берегу и должен был координировать действия экипажа судна.
Рулевой Якоб Русли Бин, морские офицеры Чиро Амброзио и Сильвио Короника, менеджер Манрико Джиампедрони также пошли на сделку со следствием, но получили сроки меньше, чем Роберто Феррарини.
Помимо этого суд обязал компанию Costa Crociere, которой принадлежал потерпевший крушение лайнер, выплатить штраф €1 млн для удовлетворения возможных исков.
Дело капитана Франческо Скеттино еще рассматривается судом. Его обвиняют в непредумышленных убийствах людей и гибели судна, а также в том, что он покинул судно до того, как были эвакуированы все пассажиры. В случае вынесения обвинительного приговора ему грозит до 20 лет тюрьмы.