В среду Пермский краевой суд рассмотрел жалобу участницы панк-группы Pussy Riot на отказ в ее условно-досрочном освобождении (УДО). Алехина была осуждена 17 августа прошлого года на два года колонии общего режима за выступление в храме Христа Спасителя.
Заседание вела коллегия из трех судей. За первые четыре часа судьи даже не приступили к изучению самой жалобы и были вынуждены рассматривать поданные Алехиной ходатайства.
Как оказалось, Марию не предупредили о том, что она будет участвовать в заседании по видеосвязи.
Более того, ранее предполагалось, что заключенная будет доставлена в суд. Еще 12 июля Алехина была этапирована из колонии № 28 в Березниках в колонию в Соликамске. Причины перемещения Марии и ее представителям ФСИН не объяснила. Адвокаты предполагали, что это было сделано для удобства доставки в суд, однако Соликамск расположен на 35 километров дальше от Перми, чем Березники.
Вопрос присутствия на суде был важным для Алехиной. Когда в мае рассматривалось ее заявление на УДО, заключенной также было отказано в личном присутствии в суде. Тогда она заявила, что не будет участвовать в заседании и по видеосвязи, и запретила своим адвокатам участвовать в процессе. Судья назначил ей государственного защитника, который даже не явился на оглашение решения об отказе в УДО.
В среду на заседании в краевом суде Алехина начала с просьбы объяснить, почему ее этапировали в Соликамск, если в итоге не стали привозить в суд, а также заявила, что ее не информировали, в какой форме она будет присутствовать на заседании. После перерыва судьи отказали в ходатайстве, заявив, что суд не имеет отношения к ее этапированию.
Тогда от Алехиной последовало второе ходатайство: она потребовала дать ей возможность ознакомиться со всеми материалами дела об УДО.
Однако судьи снова отказали, пояснив, что все материалы исследовались на суде в Березниках, в котором заключенная отказалась участвовать. Ее адвокаты тогда находились в зале — сидели на местах для слушателей. В третьем ходатайстве Мария заявила отвод коллегии судей, обвинив их в предвзятом отношении, так как ее не уведомили об участии в заседании в режиме видеосвязи.
После подачи каждого ходатайства Пермский краевой суд и СИЗО обменивались факсами, пересылая запросы и ответы. Факсимильные аппараты при этом ломались и не передавали текст, заставляя слушателей ждать и шутить на эту тему. В твиттере тут же появился аккаунт пермского факса @Perm_fax, который жаловался на загруженность. В какой-то момент судьям пришлось рассматривать ходатайство Алехиной об отправке ее ходатайств факсом в суд. В этом праве ей было отказано: судопроизводство носит устный характер, пояснил председательствующий.
В следующем ходатайстве Алехина попросила вызвать в суд начальника психологической лаборатории ИК-28, чтобы он пояснил детали ее психофизической коррекции, а также адвоката Евгения Бардина, назначенного ей госзащитника на суде, где она отказалась присутствовать.
Однако оба ходатайства опять же были отклонены, а председательствующий судья обвинил Алехину в попытке затягивания процесса.
Когда закончился очередной перерыв, началось рассмотрение самой жалобы на отказ в УДО. Алехина сообщила судьям, что в Березниках, где рассматривалось ее ходатайство, она не присутствовала на последних стадиях суда, при этом ей насильно дали защитника. По ее словам, суд не должен был допускать к заседанию назначенного ей адвоката Бардина. Таким образом было нарушено ее право на полноценную защиту. Также Алехина напомнила, что пермский суд утром отказался истребовать у колонии материалы ее личного дела, что помогло бы судьям понять характеристики ее личности, важные для решения об освобождении.
Выступивший прокурор заявил, что оснований для УДО нет, и попросил суд оставить жалобу без удовлетворения.
В ответ Алехина попросила суд дать ей возможность побеседовать с защитником — сегодня она уже несколько раз воспользовалась этим правом. Председательствующий судья снова заявил, что подсудимая злоупотребляет правами, но все же уступил. А после переговоров с адвокатом Алехина объявила, что отказывается от дальнейшего участия в заседании по видеосвязи. Она повернулась спиной к видеокамере и попросила конвой вывести ее из комнаты.
«Я настаиваю, чтобы меня немедленно вывели из этой клетки! Я прекратила свое участие в суде!» — цитируют слова Алехиной активисты арт-группы «Война» в своем твиттере.
Судья решил не обращать внимания на это и попытался огласить часть материалов дела. Его слова заглушали возмущенные реплики Алехиной. Спустя несколько минут председательствующий сдался и разрешил конвою выключить трансляцию и вывести подсудимую.
В ее отсутствие судья зачитал характеристики, свидетельства об установлении отцовства ребенка Алехиной, сведения о составе ее семьи, гарантийные письма организаций, которые готовы взять Алехину на работу, перечислил известных людей, которые выступили за досрочное освобождение.
В характеристике из колонии изменений не было. Там, как и два месяца назад, указывалось, что Алехина сознательно нарушает режим: не носит косынку и пишет письма во время обеда.
В ходе прений защитник Алехиной Ирина Хрунова напомнила суду о незаконности привлечения госзащитника Бардина, а также сообщила, что сотрудники колонии предвзято относятся к Алехиной.
По ее словам, перед прибытием Алехиной в березниковскую колонию № 28 другим заключенным был якобы показан порнофильм, в котором, как утверждалось, снялась Алехина.
Таким образом, по мнению Хруновой, заключенных настраивали против Алехиной. Не исключено, что Хрунова имела в виду видеозапись акции арт-группы «Война» в Биологическом музее, однако в ней принимала участие не Алехина, а другая осужденная участница Pussy Riot — Надежда Толоконникова. Адвокат также добавила, что на отношение сотрудников колонии к осужденной мог повлиять гигантский объем писем, которые получает Алехина.
Судьи ушли на совещание, а через 15 минут вернулись и отказали Алехиной в освобождении. Постановление суда Березников оставлено без изменений, апелляционная жалоба — без удовлетворения.
Перед рассмотрением жалобы на отказ в УДО более 100 музыкантов призвали освободить участниц группы Pussy Riot Надежду Толоконникову и Марию Алехину, пишет The Huffington Post. Открытое письмо было написано и подготовлено при участии международной правозащитной организации Amnesty International. Среди подписантов Пол Маккартни, Элтон Джон, Стинг и Мадонна. Как говорится в письме, все подписавшие осознают, что «выражение протеста в храме является щекотливым и провокационным вопросом», однако они призывают «пересмотреть жесткий приговор», вынесенный Алехиной и Толоконниковой.