В отчете Конституционного суда, опубликованном на сайте КС, помимо сухой статистики сообщается о наиболее острых проблемах, с которыми приходится сталкиваться хранителям Конституции. Проблема нерасторопности при исполнении решений КС горячо обсуждалась в ноябре прошлого года, когда премьер-министр Дмитрий Медведев на совещании с вице-премьерами назвал ситуацию неприемлемой. По его словам, на тот момент неисполненными оставались 58 решений. Как следует из отчета суда, с тех пор произошли некоторые перемены к лучшему, и это число сократилось до 44. В 2012 году во исполнение решений КС было принято 17 федеральных законов (в 2011 году — 13, в 2010-м — 10). Кроме того, по состоянию на апрель 2013 года, в Госдуму внесены и находятся на разных стадиях рассмотрения 25 законопроектов, связанных с решениями суда. Еще по 12 решениям законопроекты активно разрабатываются и согласовываются.
За год КС принимает около двух с половиной тысяч решений (определений и постановлений). Однако большинство из них — определения об отклонении поступающих жалоб и запросов в связи с несоблюдением требований закона «О Конституционном суде». Постановлений, содержащих решения по рассмотренным делам, в 2012 году было принято 34. Из них 23 содержали требования привести те или иные положения законодательства в соответствие с Конституцией РФ. Помимо этого в 12 решениях (5 постановлений и 7 определений) содержались предложения рекомендательного характера.
В отчете отсутствует информация о количестве поступивших жалоб на неисполнение решений КС. Последние годы это количество постоянно росло: 374 жалобы в 2010 году, 418 — в 2011-м). За каждым из этих обращений стоит реальная ситуация, когда человек, чья правота подтверждена решением КС, не может добиться защиты своих прав из-за нерасторопности правительства и законодателей. Между тем все сроки строго прописаны в Федеральном законе «О Конституционном суде РФ». Согласно ст. 80, правительство должно в течение трех месяцев (с апреля 2013-го — шести) после оглашения решения КС внести законопроект в Госдуму. Депутаты обязаны рассмотреть его во внеочередном порядке.
На практике бывает по-разному. Например, решение, касающееся депутатской неприкосновенности (КС проверял, не противоречат ли депутатские привилегии принципу равенства перед законом) остается не исполненным с февраля 1996 года, хотя и не подразумевает никаких законодательных резолюций. Речь идет лишь об уточнении недостаточно конкретных формулировок. В отчете отмечается, что из правительства поступают противоречивые сведения по поводу таких юридических долгостроев. Однако, как следует из текста отчета, в целом КС скорее доволен активизацией работы правительства по исполнению решений.
Зато с региональными властями имеются проблемы. Главным образом речь идет о национальных республиках, в конституциях которых встречаются удивительные пункты, вступающие в явное противоречие с основным законом страны. В отчете говорится, что бороться с этими нарушениями помогает прокуратура. Именно благодаря прокурорской работе в 2012 году были устранены некоторые противоречия в конституциях республик Тыва, Ингушетия и Саха (Якутия). Некоторые, но не все. Согласно имеющимся у КС данным, «Конституция Республики Ингушетия по-прежнему содержит термин «гражданин республики», Конституция Республики Саха (Якутия) устанавливает территориальную целостность республики». А в Республике Татарстан до сих пор игнорируется решение КС 2000 года о принципах формирования региональной власти и антиконституционных претензиях национальных республик на суверенитет.
Несмотря на то что авторы отчета отмечают положительную динамику в отношениях с Министерством юстиции и правительством в целом, ведомства не всегда понимают друг друга. Например, возникают ситуации, когда во исполнение какого-либо решения принимается закон, который, по мнению судей, недостаточно отражает или даже искажает реальную правовую позицию КС. Сами судьи КС не имеют права разрабатывать законопроекты, а возникающие разночтения, по их мнению, связаны со сложностью проблем, рассматриваемых судом. На данный момент разногласия с Минюстом у КС наблюдаются по исполнению четырех решений.
Некоторые претензии имеются у КС и к Госдуме, которая порою слишком медленно рассматривает внесенные законопроекты. «Так, внесенный в 2010 году правительством РФ законопроект во исполнение постановления от 22 июня 2010 года № 14-П в настоящее время находится в Государственной думе (последнее событие — принятие решения о назначении комитета-соисполнителя — имело место 26 января 2012 года)», — говорится в документе. Проблема заключается в том, что в регламенте Думы никак не прописаны особые условия для рассмотрения законопроектов, направленных на исполнение решений КС.
Отсутствие нормативных документов мешает и эффективной деятельности судов общей юрисдикции. Рядовые судьи часто не знают, как реагировать на решения КС, в которых не указывается прямо на необходимость пересмотра дела, но уточняется конституционно-правовой смысл норм закона. Некоторые судьи не склонны рассматривать рекомендации КС как руководство к действию. С июля 2012 года КС активно пытается договориться с Верховным судом России о «формирования единой непротиворечивой правоприменительной практики». Решением проблемы, по мнению работников Конституционного суда, мог бы стать документ, четко описывающий процессуальные последствия всех возможных вариантов решений, которые принимает КС.
«Следует констатировать устойчивую позитивную динамику в исполнении решений КС, отметив при этом повышение ответственности вовлеченных в процесс обеспечения исполнения органов и должностных лиц, их стремление ускорить и оптимизировать соответствующие процедуры», — заключают авторы отчета.