Березниковский городской суд в Пермском крае в среду начал рассматривать ходатайство об условно-досрочном освобождении осужденной активистки группы Pussy Riot Марии Алехиной. Адвокат Алехиной Ирина Хрунова подала ходатайство об УДО еще 11 апреля, однако суд отложил его рассмотрение до конца мая. За несколько недель до заседания было принято решение, что Алехину в суд не доставят — вместо этого она будет принимать участие в заседании по видеосвязи. Активистка Pussy Riot при этом настаивала на личном участии. В противном случае она обещала устроить голодовку.
После начала заседания (10.00 мск) Алехина еще раз напомнила суду, что не имеет возможности защищать себя в удаленном доступе. По ее словам, администрация колонии «давит» на нее и прослушивает канал связи.
Она написала ходатайство с требованием этапировать ее в суд и потребовала судью его рассмотреть. После часового перерыва, который потребовался, чтобы получить ходатайство Алехиной по факсу и рассмотреть его, судья Михаил Шагалов оснований для удовлетворении просьбы осужденной не увидел: «Право на защиту не нарушено». Решение Шагалова Алехину не устроило, и тогда она ходатайствовала об отводе судьи. Адвокат Ирина Хрунова требование своей доверительницы поддержала, и Шагалов снова удалился в совещательную комнату. Еще почти через час он постановил отказать в отводе, не усмотрев своей личной заинтересованности в исходе дела. Поучив два отказа, Алехина не унималась: в третьем ходатайстве она попросила отвода для прокурора Льва Ташкинова. Представитель обвинения, уверена Алехина, лично заинтересован в исходе дела из-за неприязни к осужденной. Прокурор, добавила Ирина Хрунова, еще в колонии давал оценки личности Алехиной, что недопустимо. Кроме того, он поддерживал взыскания, который впоследствии были признаны незаконными, и не усмотрел нарушений в том, что Алехину содержат в одном отряде с рецидивистами. В суде соседство Алехиной с рецидивистами посчитали нарушением — колонии было вынесено представление о недопустимости содержания впервые осужденных с теми, кто не первый раз сидит или имел судимость. Отводить прокурора судья не стал.
После этого Ирина Хрунова попросила приобщить к делу характеристики Алехиной из общественных организаций и протокол с заседания в Хамовническом суде Москвы, который и отправил участницу Pussy Riot за решетку. Хрунова также попросила приобщить обращения общественных деятелей, журналистов и актеров, которые просили освободить Алехиную по УДО. Под обращением в том числе подписались журналисты Леонид Парфенов, Андрей Лошак, Светлана Сорокина, политтехнолог Марат Гельман, художник Андрей Бильжо, режиссер Александр Митта и актер Михаил Ефремов. Заступились за Алехину и иностранные музыканты — Хрунова передала суду письма Питера Гэбриела и Патти Смит. Помимо этого адвокат оспорила вывод административной комиссии колонии о том, что Алехина «нуждается в отбывании наказания, потому что не раскаялась».
Хрунова отметила, что есть решения Конституционного и Верховного судов, которые постановляли, что процедура получения УДО не должна быть увязана с признанием осужденным вины.
В конце концов Мария Алехина, как и обещала, объявила голодовку: она заявила, что отказывается от приема пищи до того момента, пока не получит право присутствовать в суде. Алехина запретила Ирине Хруновой защищать ее, и адвокат была вынуждена переместиться в зал к наблюдателям. Михаил Шагалов, поразмыслив, объявил перерыв до 23 мая.
Несколько недель назад Зубово-Полянский городской суд отказал в УДО другой осужденной активистке Pussy Riot Надежде Толоконниковой. Причем, по различным оценкам, у Толоконниковой было больше шансов выйти по УДО: в отличие от Алехиной у нее было меньше взысканий за нарушение внутреннего распорядка колонии, кроме этого у нее хорошо складывались отношения с другими заключенными.
Мария Алехина находится в колонии города Березники с октября прошлого года. Причем вскоре после начала отбывания срока в колонии Алехину перевели в одиночную камеру безопасного содержания. По словам адвоката Хруновой, у активистки не складывались отношения с сокамерницами. Кроме этого за несколько месяцев нахождения в ИК-28 руководство колонии наложило на Алехину несколько взысканий: два за несвоевременный подъем, одно за отказ свидетельствовать против себя, одно за неподтвержденную попытку передать письмо из колонии и за невежливое поведение. Правда, в суде 8 февраля защита Алехиной смогла обжаловать взыскания, и два из них были отменены — выговор за невежливое поведение и один выговор за поздний подъем. Адвокат активистки Оксана Дарова тогда отметила, что решение судьи Лидии Лимпинской стало для нее приятным сюрпризом.
Мария Алехина и Надежда Толоконникова были приговорены к двум годам колонии общего режима за «панк-молебен» «Богородица, Путина прогони!» в храме Христа Спасителя. Другой участнице Pussy Riot, Екатерине Самуцевич, суд заменил реальный срок условным, так как она не успела принять участие в «молебне».