В отношении эколога и члена Координационного совета оппозиции Сурена Газаряна возбуждено уголовное дело в Эстонии — туда Газарян, которого в России обвиняют в угрозе убийством или причинении тяжкого вреда здоровью (ст. 119 УК РФ) охраннику так называемого «дворца Путина» в Геленджике, бежал за политическим убежищем. Как заявил «Газете.Ru» сам Газарян, на днях ему позвонили из эстонской полиции и сказали, что он проходит по делу об умышленном причинении легкого телесного повреждения эстонскому студенту русского происхождения Артему Демидову, который учится в Техническом университете Таллина. Инцидент, который послужил поводом для разбирательства, произошел 10 мая во время конференции «Кризис демократии в России» в здании вуза. Помимо Газаряна там выступали еще двое политэмигрантов из России — блогер из Карелии Максим Ефимов, получивший политубежище в Эстонии из-за уголовного дела о разжигании ненависти к представителям карельской православной епархии, и Анастасия Рыбаченко, покинувшая страну из-за опасений оказаться за решеткой по делу о массовых беспорядках на Болотной площади.
После выступлений российских оппозиционеров слова взял студент Артем Демидов, который с ходу, как утверждает Газарян, начал нападать на него и Рыбаченко.
Как отмечало агентство «Интерфакс-Украина», Демидов интересовался, платит ли Рыбаченко налоги, и давал понять, что оппозиционеры должны решать свои проблемы в России.
«Он очень долго выступал, читая заранее заготовленную речь по бумажке. Говорил, что хотя и эстонец, ему становится жалко родину, когда он видит нас. Организаторы пытались прервать его, чтобы дать нам возможность ответить на его выпады, но он не унимался. В какой-то момент он взял микрофон и побежал наверх, вглубь зала, где проходила пресс-конференция. Оттуда он начал выкрикивать какой-то бред, тогда я подошел к нему и попытался взять микрофон. Он его не отдал, и я вернулся на место», — рассказал Газарян.
По словам эколога, во время их спора за микрофон Демидов сожалел, что при нем нет его пистолета, потому что тогда бы Газаряну «не поздоровилось». «Все были в шоке», — говорит эколог.
В итоге Демидов пообещал, что если оппозиционеры захотят уехать из Эстонии, им «помогут купить билет на самолет», и отдал микрофон организаторам конференции. «Последние минуты конференции Демидов тихо сидел на своем месте. Вместо него с нами спорили другие местные русские патриоты. Когда все закончилось, приехала полиция – оказалось, что ее вызвал Демидов. Еще он, как мне говорили, вызвал «скорую помощь», но вроде как от нее отказался. В общем, полицейские попытались выяснить, что стряслось, поговорили с нами и уехали. Я не понимал, что происходит», — отметил Газарян. Он уверен, что действия Демидова – провокация.
По словам Артема Демидова, которого цитирует эстонская газета Postimees, он ожидал, что на конференции будут говорить о демократии в России, но вместо этого «он стал свидетелем того, как люди просто поливают своих оппонентов грязью, не стесняясь переходить на личности». Демидов утверждает: он всего лишь посетовал на то, что слышит от российской оппозиции постоянные жалобы на жизнь в России. В ответ, говорит Демидов, политэмигранты начали орать, перебивать друг друга, обвинять его в том, что он их оскорбляет.
Сам Газарян не видит ничего страшного в разбирательстве: в Эстонии, объясняет эколог, процедура уголовного расследования отличается от российской. Сейчас дело Газаряна, по местным правилам, находится на стадии предварительного расследования: если полицейские, допросив всех участников конфликта, не усмотрят необходимости обращаться в суд, дело закроют.
Повлияет ли эстонское дело Газаряна на получение им политического убежища, пока непонятно, но эколог уверен: разбирательство не скажется на итоговом решении местных властей.
Газарян уехал из России в январе 2012 года, после того как был объявлен в федеральный розыск в рамках уголовного дела об угрозе убийством охраннику так называемого «дворца Путина» в Геленджике. Заявку на политубежище эколог подал практически сразу после приезда в Эстонию – свое решение, согласно международным процедурам, эстонские власти должны огласить спустя полгода после получения ходатайства, то есть Газарян должен получить ответ уже в июле. «Даже если дело будет раскручиваться, к тому времени, как решится моя судьба, оно еще даже не дойдет до суда, так что я спокоен», — уверен оппозиционер.