В Госдуме создана рабочая группа по разработке Миграционного кодекса — законодательного акта, призванного систематизировать все миграционное законодательство России. Инициаторами кодификации всех правовых норм, регулирующих миграцию на территории страны, выступили депутаты фракции «Единая Россия». Идею создания кодекса одобрил также глава Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский, посетивший круглый стол, на котором парламентарии собрали экспертов для создания рабочей группы по разработке кодекса из представителей профильных думских комитетов, экспертного сообщества и ФМС.
«Разумное ограничение прав иностранных граждан на въезд и перемещение, а также государственное регулирование внутренних миграционных потоков являются объективной необходимостью государства для сохранения культурно-этнографической карты страны и ее общественно политического единства», — говорится в тексте рабочей концепции кодекса.
Авторы проекта предполагают, что документ введет в стране несколько видов «миграционных режимов». «Свободный» режим предполагает неограниченное перемещение по всей территории России, «ограниченный» — в пределах федерального округа, «усиленный» режим — передвижение в пределах одного региона. «Закрытый режим» или «миграционный мораторий» подразумевает «полный запрет перемещения, что соответствует условиям чрезвычайного положения, стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций». Кроме того, авторы проекта предполагают ввести понятие специальных режимных территорий, на которые будут распространяться особые ограничения для мигрантов. Это приграничные территории, заповедники, военные городки и другие.
Согласно проекту, главная цель кодекса — защита национальных интересов, «интересов и прав коренного населения страны и сохранение национально-культурной идентичности народа России», а также обеспечение экономической безопасности.
Выступая в Госдуме, глава ФМС Ромодановский заметил, что сейчас существует порядка 700-800 нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы миграции, и они подлежат корректировке. Он также отметил «сложность и запутанность их положений, избыток оценочных норм, изменчивость, частое дублирование норм и пробелы». «Систематизировать этот массив и свести в единый нормативно-правовой акт, лишенный пробелов, — задача рабочей группы, в которую включены сотрудники ФМС. Разработанные правила должны быть понятны не только сотрудникам контролирующих, правоохранительных органов, но и приезжим и нашему населению. Именно таким должен быть Миграционный кодекс», — подчеркнул Ромодановский. Он отметил, что существующее законодательство тормозит развитие общества.
«Не только мы должны использовать международный опыт, но и к нам должны прислушиваться за рубежом, — считает Ромодановский. — Жить с оглядкой на Запад не совсем современно».
Модератором круглого стола и одним из авторов концепции кодекса выступил лидер партии «Родина» и депутат фракции «Единая Россия» Алексей Журавлев. Среди участников встречи, помимо главы ФМС, был также председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин, начальник управления охраны общественного порядка ГУ МВД по Москве Вячеслава Козлов, член Совета по межнациональным отношениям при президенте и член Общественной палаты Асламбек Паскачев, а также представители ряда научно-исследовательских институтов Российской академии наук, Высшей школы экономики и НИИ МВД. Почти два десятка участников встречи и не меньшее количество корреспондентов с трудом вместились в предназначенный зал.
«Я был положительно удивлен, когда увидел сколько соучастников будет в этом нашем деле», — напутствовал собравшихся глава ФМС.
Начальник отдела по исследованию проблем административно-юрисдикционной деятельности полиции НИИ МВД Анатолий Сандугей в своем докладе отметил, что работу по созданию кодекса надо начинать с систематизации существующих норм. Сейчас существует пять различных федеральных законов в этой области, концепция государственной миграционной политики, и множество норм уголовного, административного и гражданского права, которые касаются как внутренней миграции граждан России, так и притока мигрантов-иностранцев. Как отмечали выступающие эксперты, часто нормы одного закона действуют вне связи с положениями других. В целом собравшиеся юристы, экономисты, социологи и общественники единодушно идею кодификации миграционного права поддержали.
Представитель общественной палаты Паскачев идею кодекса приветствовал, но предостерег собравшихся от нагнетания «мигрантофобии». Несмотря это предостережение, в пользу усовершенствования миграционного законодательства выступил генерал-майор полиции Козлов.
По словам представителя столичного главка МВД, по статистике за 2012 год, в Москве 47% преступлений совершаются иностранными гражданами.
По его словам, 5% преступлений совершаются мигрантами из стран дальнего зарубежья, остальные 42% — теми, кто приехал из ближнего. Между тем, данная статистика не учитывает внутреннюю миграцию, например, с Северного Кавказа и других регионов России. Сами москвичи, по данным полиции, совершают очень мало преступлений.
«Если бы не преступления, совершаемыми приезжими, Москва была бы самым тихим и спокойным городом», — заявил Козлов.
Генерал также напомнил, что во время празднования мусульманского праздника Курбан-байрама у Московской соборной мечети собрались порядка 120 тысяч человек. «Сколько я наслушался от водителей, которые костерили власть из-за перекрытия движения во время празднования Курбан-байрама», — закончил свое выступление заместитель начальника московской полиции.