В понедельник около 14.00 в клинической больнице № 119 города Химки умер главный редактор «Химкинской правды» Михаил Бекетов. Как рассказала «Газете.Ru» глава фонда Бекетова Людмила Федотова, причина смерти не связана с жестоким избиением журналиста осенью 2008 года, после которого он на время впал в кому, потерял правую ногу, три пальца, способность говорить и самостоятельно передвигаться.
«Он поперхнулся печёнкой в больнице, куда мы его поместили сегодня утром на обследование по просьбе лечащего врача», — рассказала Федотова.
При этом претензий к персоналу больницы у фонда нет. По словам Федотовой, в клинике у Бекетова было люкс-обслуживание с постоянной сиделкой. Тем не менее, когда полупарализованный журналист подавился, помочь ему не смогли. «Сиделка сначала постучала ему по спине, но это не помогло. Тогда она побежала за врачами, позвала к нему реаниматологов. Они достали застрявший кусочек, несмотря на то что после операции у него была искривлена трахея, но запустить сердце уже не смогли, — уточнила Федотова. — Это трагический, ужасный, неожиданный несчастный случай». И все-таки, она соглашается, что такой несчастный случай мог произойти только из-за состояния Бекетова, в котором он находился в течение четырех лет после нападения.
13 ноября 2008 года неизвестные жестоко избили издателя и главного редактора оппозиционной к местной администрации газеты «Химкинская правда» во дворе собственного частного дома. Нападение сразу связали с его профессиональной деятельностью: журналист критиковал местные власти, поднимал вопросы коррупции в Химках и затрагивал тему вырубки Химкинского леса для строительства платной автодороги Москва — Петербург. К тому же в мае 2007 года неизвестные сожгли принадлежавший журналисту автомобиль Land Rover, а затем забили бейсбольными битами его собаку. После этого инцидента в интервью телеканалу РЕН ТВ Бекетов назвал эти события «политическим террором, в котором заказчиком выступает господин Стрельченко (тогдашний мэр Химок. — «Газета.Ru»)». Журналист также сообщил, что ему поступали звонки с угрозами от сотрудников администрации Химок. «Перед нападением Михаил звонил своим товарищам и предупреждал, что на него готовится покушение, — рассказала «Газете.Ru» лидер движения «В защиту Химкинского леса» Евгения Чирикова. — Он говорил, что если с ним что-то случится — искать (виновного. — «Газета.Ru») в администрации Химок».
Обиженный мэр города обратился в прокуратуру с заявлением о клевете, и в сентябре 2007 года против журналиста возбудили уголовное дело по ч. 2 ст. 129 УК (клевета).
Адвокатом Бекетова стал известный правозащитник Станислав Маркелов. Его Бекетову порекомендовал глава правозащитной организации «Справедливость» Андрей Столбунов. В ходе расследования и в суде защитник Бекетова настаивал, что сказанное было оценочным суждением, а следствие не доказало, что журналист распространял заведомо ложные сведения. Лингвистическая экспертиза, заказанная адвокатами, подтвердила: сказанное было оценкой, а не клеветническим заявлением. Также защита подала встречный иск о фальсификации доказательств следствием — это дело впоследствии было закрыто, а обвинения против Бекетова дошли до суда.
Разбирательство по делу приостановили только из-за нападения на журналиста в ноябре 2008 года. А 19 января 2009 года, пока Бекетов находился в НИИ Склифосовского, Маркелов был застрелен на улице Пречистенка в центре Москвы. О деле Бекетова вспомнили в первые часы после убийства адвоката. Коллеги Маркелова полагали, что адвокат нашел тех, кто бил Бекетова, и готовился обнародовать их имена. Позже следствие выяснило: ни одна из зацепок к делу Бекетова не ведет. За убийство Маркелова были осуждены националисты Никита Тихонов и Евгения Хасис, которые, по мнению суда, решили расправиться с адвокатом из-за его антифашистских взглядов.
Покушение на химкинского журналиста остается нераскрытым до сих пор.
«Последние полгода в деле нет никаких подвижек», — говорит адвокат Бекетова Сталина Гуревич, представляющая интересы потерпевшей стороны. По ее словам, когда по поручению Путина дело передали в главное следственное управление СК, у нее появилась надежда, что дело все-таки раскроют, несмотря на сложность расследования по прошествии времени и не взирая на личность заказчика. «Дело вел следователь Игорь Краснов, тот самый, что раскрыл убийство Маркелова. Мы с ним тесно взаимодействовали. Он профессионально выполнял свою работу, но когда дело передали другому следователю, работа встала. Он нам не звонит, даже не помню, как его зовут», — рассказала Гуревич.
Осенью 2010 года, когда состояние здоровья Бекетова было признано стабильным, суд о клевете на мэра Стрельченко возобновился. Интересы Бекетова взялся представлять адвокат Столбунов. «Мы пытались прекратить дело по нереабилитирующим основаниям, но окружение Бекетова, его друзья, сказали, что нет, он невиновен, он сам такого мнения придерживался, — рассказал «Газете.Ru» Столбунов. — Поэтому была поставлена задача довести дело до оправдательного приговора». Однако мировой суд Химок признал Бекетова виновным в клевете на Стрельченко и приговорил его к штрафу в размере пяти тысяч рублей.
Но Химкинский городской суд в апелляционной инстанции 10 декабря 2010 года полностью оправдал Бекетова. Этот процесс, получивший общественный резонанс, привлек внимание тогдашнего президента России Дмитрия Медведева и стал поводом для того, чтобы исключить статью «клевета» из Уголовного кодекса.
Статью убрали в конце 2011 года, но уже летом 2012 года с приходом к власти Владимира Путина, законодатели вернули ее обратно в УК.
Согласно рассказам самого Бекетова, он окончил факультет журналистики МГУ. В январе 1994 года возглавил пресс-службу мэра города Химки Юрия Кораблина, создал газету «Химкинские новости». После поражения Кораблина на выборах мэра в декабре 2003 года Бекетов покинул свой пост. В 2000 году журналист работал в «Парламентской газете», затем был обозревателем отдела политики в газете «Литературная Россия». А в 2007 году на собственные средства Бекетов стал издавать газету «Химкинская правда». В ней он привлек внимание общественности к ситуации с могилами летчиков у Ленинградского шоссе и освещал борьбу за сохранение Химкинского леса.
«Репортеры без границ» наградили Бекетова премией «Press Freedom Award». Он был награжден дипломом «За личное мужество, проявленное в ходе журналистского расследования», премией Союза журналистов России «За мужество и профессионализм», премией немецкого издания Die Zeit за цикл публикаций, посвященных незаконной вырубке леса. 31 октября 2011 года ему была присуждена премия правительства России в области печатных СМИ. Вручение состоялось в январе 2012 года, тогда еще премьер-министр Путин лично поздравил журналиста и пообещал активизировать расследование дела об избиении, которое было возбуждено по статье 111 УК (причинение тяжких телесных повреждений).
«Это большая трагедия. Это человек, который до последней минуты своей жизни стоял на своем», — сказал «Газете.Ru» председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов.
Он отметил, что впервые познакомился с Бекетовым, когда приехал вручать ему премию немецкого издания Die Zeit. «Когда я в первый раз приехал к нему, увидел соседок, которые кормили его, стирали ему белье, ухаживали за ним. Они были с ним в каких-то совершенно потрясающих человеческих отношениях, не было ощущения, что это калека, который нуждается в заботе, — вспоминает Богданов. — Это были хорошие, добрые, порой веселые отношения. Потом я еще несколько раз к нему приезжал. Для меня было такое открытие, как в обществе все-таки нуждаются в журналистике. Более того, люди признают ее и благодарны, когда журналистика вмешивается в жизнь и пытается каким-то образом изменить условия нашего бытия. Я думаю, что, несмотря на тяжелые условия его жизни — он плохо двигался, плохо говорил, — он был окружен уважением, теплом людей, которые находились вокруг него. И все-таки он заставил власть признать себя. Когда в прошлом году тогда еще премьер-министр Путин вручил ему государственную премию, когда он подошел к нему, Бекетов держался очень достойно, с таким чувством сознания исполненного долга».
Богданов отметил, что Союз журналистов будет настаивать на расследовании дела об избиении Бекетова. «Мы будем его вспоминать и будем обязательно настаивать на продолжении расследования всех нападений на этого человека. Я думаю, что мы об этом скажем на съезде журналистов России, который состоится через неделю. И будем, конечно, контролировать ход следствия», — заявил он.
«Это какая-то совершенно нелепая смерть на территории больницы, — сказал адвокат Столбунов. — Такой боец как Михаил, который пережил то, что он пережил, как-то нелепо погиб от случайности… Это, конечно, совершенно не укладывается в голове. Умер человек, с которым нас связывали тесные отношения не только как адвоката и клиента, но и как друзей, потому что последние четыре года мы постоянно контактировали».
«Для нас Миша Бекетов был настоящий старший товарищ, — отметила Чирикова. — Думаю, без него нашего движения бы даже не было, потому что первые статьи о Химкинском лесе — это статьи в его газете «Химкинская правда», которую он издавал за свои деньги.
Это было первое представление о том, что это был за проект. Ведь мы же сначала этого даже не понимали. Я помню, как пять лет назад он мне говорил: «Женя, за этим проектом стоит коррупция». Я ему говорила: «Миш, да ты что? Нет проекта никакого, глупости какие!» Тогда я даже не могла представить себе масштабов, а Миша видел. Это журналист, который какие-то вещи чувствовал интуицией, но обязательно все перепроверял. Сейчас я вижу, что Михаила трудно кем-то заменить, он абсолютно бесстрашный человек, никого не боялся». После нападения на Бекетова движение Чириковой продолжило издавать газету, которую назвали «Химкинская правда жива». Правда, активисты называют ее «боевыми листками», тираж которой не сопоставим с газетой. «До ее прежнего уровня мы, конечно, не дотягиваем», — отметила Чирикова. По ее словам, в последний раз она навестила Бекетова прошлым летом, по дороге в лагерь защитников леса. «Я зашла к нему, песни какие-то пела. Это сейчас приятное воспоминание, светлое, он улыбался все время», — вспоминает активистка.