Следственные органы города Кемерово завели уголовное дело по факту жалоб заключенных колонии № 5 о пытках и избиениях со стороны администрации исправительного учреждения. Как рассказала «Газете.Ru» старший помощник руководителя Следственного управления (СУ) Следственного комитета (СК) по Кемеровской области по связям со СМИ Надежда Ананьева, дело было возбуждено после проведения доследственной проверки.
В официальном сообщении областного СУ СК поясняется, что в рамках проверки были опрошены как сами жалобщики, так и «другие лица», под которыми, видимо, подразумеваются сотрудники исправительного учреждения.
В итоге следователи решили возбудить уголовное дело по факту превышения должностных полномочий, совершенного с применением насилия или с угрозой его применения (п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ). Эта статья предполагает до 10 лет лишения свободы.
Ананьева не смогла сказать, определен ли круг подозреваемых в рамках дела, которое, как выяснилось, было возбуждено еще в конце декабря прошлого года. Заместитель руководителя правозащитного проекта «ОНК.РФ» Инна Жоголева пояснила «Газете.Ru», что дело заведено в отношении неустановленных лиц.
Сама Жоголева, к которой приходили жалобы от заключенных ИК-5, направляла заявления с требованием дать процессуальную оценку действиям сотрудников ИК-5 председателю Следственного комитета Александру Бастрыкину и генпрокурору Юрию Чайке.
Жалобы из ИК-5 поступали на «горячую линию» правозащитников всю осень 2012 года. «Но в октябре-ноябре ситуация накалилась. Нас буквально завалили сообщениями из Кемерово, и мы не могли не отреагировать», — говорит Жоголева.
Массово били и пытали зэков, напоминает Жоголева, 12 и 17 ноября 2012 года. Тогда, по словам правозащитника, которая ссылается на жалобы заключенных и их родственников, в колонии избили больше 30 заключенных, которые прибыли в ИК-5 из других исправительных учреждений новым этапом. «Сотрудники администрации били заключенных и грозили им изнасилованием, если те откажутся вступать в самодеятельные организации, которые раньше, до официальной ликвидации в 2009 году, назывались секциями дисциплины и порядка», — заявила правозащитник.
Как ранее рассказывала «Газете.Ru» мать осужденного Дмитрия Еремина Галина, по ее информации, осужденных подвешивали за руки и применяли к ним электрошокер, чтобы не оставалось следов. Использовались, если верить жалобам сидельцев, и другие способы давления. Заключенные Вернов, Бочаров, Бармин и Беменцев указывали, что сотрудники колонии применяли некий газ.
Другие зэки — Сергей Волчков и Сергей Махмутов — говорят, что на них натравливали служебных собак. Оба заключенных, по словам Инны Жоголевой, имеют укусы рук, а Махмутов еще и укус голени и частичный отрыв фаланги указательного пальца.
Заключенного Николая Смоленкова, говорится в жалобах, сотрудники колонии привязали за ноги и растягивали в разные стороны. Жоголева отмечает, что сейчас потерпевшими в рамках уголовного дела признаны 30 человек. Адвокат Алексей Куркин, который будет представлять нескольких зэков во время расследования, говорит, что пока не ознакомился с постановлением о признании потерпевшими его доверителей, но утверждает, что изначально жалобщиков было больше 30 человек. «Остались те, кто не отказался от своих слов: для них это дело принципа. Многим из потерпевших угрожали или, напротив, предлагали смягчить условия содержания в обмен на молчание», — заявил «Газете.Ru» Куркин.
Инна Жоголева утверждает, что на потерпевших до сих пор давят: «Практически все они находятся в ШИЗО. Администрация их прячет от проверяющих, не дает свиданий с родными, их обращения и жалобы из колонии не отправляются. При этом следователи допрашивают потерпевших в присутствии тех, на кого те жаловались. Это абсурд!» Несмотря на уголовное дело, никто из сотрудников ИК-5 пока не отстранен от занимаемой должности, говорит правозащитник.
Временно исполняющая обязанности руководителя следственного отдела по Заводскому району Кемерово Яна Кирпиченко, которая ведет предварительное следствие, от комментариев отказалась. Надежда Ананьева заявила, что не может комментировать то, «что где-то говорят». «В тех случаях, когда есть признаки нарушений в рамках следствия, пишутся заявления, которые проверяются», — отметила представитель областного СУ СК. В УФСИН по Кемеровской области комментарий получить не удалось.