Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Школа не для жизни

Обнародованы результаты международных образовательных мониторингов: хотя Россия обогнала США и Европу, российские школьники не могут применять знания.

Россия заняла лидирующие места в международных мониторингах PIRLS и TIMSS, которые оценивают грамотность и учебные навыки школьников по всему миру. При этом в стране оказалось множество неуспевающих школьников, а даже те, которые учатся очень хорошо, не могут применить полученные знания на практике.

Во вторник были обнародованы результаты международных мониторингов PIRLS (Progress in International Reading Study) и TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study), с помощью которых эксперты пытаются оценить качество школьного образования в разных странах. На этот раз итоги подводили за 2011 год: официальное мероприятие прошло в Амстердаме, а в Москве состоялась пресс-конференция с участием министра образования и науки Дмитрия Ливанова, вице-президента Российской академии образования (РАО) Виктора Болотова и руководителя Центра оценки качества образования Российской академии образования, руководителя национальной команды международных исследований PIRLS и TIMSS-2011 Галины Ковалевой.

На сегодняшний день эти исследования являются одними из самых масштабных в мире, в них принимают участие школьники начальных и средних классов из разных стран. Основная цель мониторингов — определить уровень знаний детей, а заодно выяснить, в каком состоянии находится система образования в этом государстве. PIRLS проводится один раз в пять лет и исследует качество чтения и понимание прочитанного у учеников начальных классов. Российские школьники участвуют в этих тестах с 2001 года. Что касается TIMSS, этот мониторинг проходит один раз в четыре года, участвуют в нем четвероклассники и восьмиклассники, и с помощью него исследователи устанавливают качество математического и естественнонаучного образования. Ученики 8-х классов российских школ принимают участие в тестировании с 1995 года, а ученики начальных классов — с 2003 года.

Россия с начала участия в тестированиях входила в первую десятку стран с лучшими результатами, и этот раз не стал исключением.

По результатам TIMSS за 2011 год, российские четвероклассники заняли девятое место по математике, обогнав такие страны, как США, Нидерланды, Данию, Германию, Австрию и Швецию.

А российские восьмиклассники стали шестыми — после школьников из стран Тихоокеанского региона (Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг и Япония), оставив позади США и все страны Европы. По естественным наукам российские ученики начальных классов стали четвертыми, а восьмиклассники — седьмыми.

По результатам PIRLS же Россия оказалась второй после Гонконга (из 46 стран). По сравнению с прошлым мониторингом показатели математической грамотности российских учащихся восьмых классов стремительно выросли — на 27 позиций. Такого рывка не сделала ни одна страна, и эксперты связывают произошедшее с введением в России процедуры ЕГЭ. «Мы наблюдаем подъем уровня математической подготовки у учащихся 8-х классов. Среди всех стран у нас самый максимальный прирост по математике и один из самых серьезных положительных факторов — это введение ЕГЭ и ГИА», — отметила Галина Ковалева.

Но наряду с улучшением качества знания математики школьники из России стали гораздо хуже учить другие — в частности, литературу.

«У нас проблема с изучением литературы: количество часов не уменьшилось, но снизилась мотивация. Зачем изучать литературу и читать, если есть ЕГЭ по русскому и математике. Пока что эксперты предлагают прибавлять к ЕГЭ средний балл результата и учитывать учебные достижения школьников, но обсуждаются и другие способы. В любом случае нужно изучать мотивационную проблему и в системе итоговой аттестации учитывать этот аспект», — обрисовал перспективы Дмитрий Ливанов.

Кроме того, выяснилось, что Россия набирает баллы не за счет среднего стабильного уровня образования: сильные ученики показывают очень высокий уровень, но при этом слабых — больше половины.

Если говорить о математике и естествознании, то среди учеников 4-х классов 3% показали «самый низкий» уровень подготовки, 15% — «низкий» и 35% — «средний». У учеников восьмых классов ситуация еще хуже: 5% — «самый низкий», 17% — «низкий» и 31% — «средний» уровень подготовки. Высший уровень в первом случае продемонстрировали лишь 13%, а во втором — 14% учащихся. « Нам нужно вытаскивать этот хвост, у нас неуспевающих детей больше, чем в развитых странах», — заявил Болотов.

Напоследок было объявлено, что в российских школах еще и не прививают практических навыков по использованию полученных знаний.

Об этом говорят результаты еще одного международного образовательного мониторинга PISA (Programme for International Student Assessment). Тестирование проводится среди 15-летних школьников и оценивает не только наличие знаний, но и умение применить их на практике. К примеру, нужно не только решить пример, но и суметь подсчитать при помощи математических вычислений расход электричества за месяц, путь от дома до школы, проанализировать статистические данные и составить график или кривую. С этим у россиян возникают большие проблемы. По данным исследования за 2009 год, Россия попала в число стран с результатами ниже среднего уровня: по чтению российские ученики оказались на 42-м месте, по естествознанию — на 39-м, а по математике — на 38-м. При этом страны Тихоокеанского региона, которые год из года остаются лидерами в исследованиях PIRLS и TIMSS, становятся лидерами и в мониторинге PISA. Российские же школьники не могут применить на практике даже то, что знают хорошо.

Эксперты считают, что всему виной неправильные и морально устаревшие методики, которые до сих пор применяются в школах. «Мы не смогли переориентировать наш учебный процесс на то, чтобы не только сформировать хорошие знания, но и суметь их использовать и применить в различных ситуациях», — пояснила Ковалева. «Наши учебники перегружены фактами, но школьники не могут и не умеют применить их в жизни», — добавил Болотов.

Новости и материалы
Кустурица планирует снять фильм по Достоевскому в Москве
Выпускникам дали советы, как без паники успеть подготовиться к поступлению
В Липецке отменили красный уровень угрозы дронов
Ученые назвали тип сна, улучшающий работу мозга
Сенатор США заявил о возможном соглашении с Украиной могут о полезных ископаемых
У посольства Израиля в столице Иордании произошла стрельба
Bloomberg раскрыл план Байдена по Украине до прихода Трампа
Ученые нашли пещерный «цех» неандертальцев по производству клея
Россиянам назвали три главных признака токсичной работы
Во Франции раскритиковали американского сенатора за слова о санкциях против союзников
В украинском городе Ромны произошли взрывы
В МИД заявили о намерениях России внедрять систему «Мир» в странах Азии
В Букингемском дворце прекратят государственные визиты
Российские генетики утроили эффективность лечения одного из типов рака
В Сумах на Украине произошли взрывы
Синоптик пообещал москвичам минусовые ночи до начала декабря
Земные микробы успешно прижились на грунте с астероида Рюгу вопреки усилиям ученых
Путин поздравил Кустурицу с 70-летним юбилеем
Все новости