Во вторник были обнародованы результаты международных мониторингов PIRLS (Progress in International Reading Study) и TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study), с помощью которых эксперты пытаются оценить качество школьного образования в разных странах. На этот раз итоги подводили за 2011 год: официальное мероприятие прошло в Амстердаме, а в Москве состоялась пресс-конференция с участием министра образования и науки Дмитрия Ливанова, вице-президента Российской академии образования (РАО) Виктора Болотова и руководителя Центра оценки качества образования Российской академии образования, руководителя национальной команды международных исследований PIRLS и TIMSS-2011 Галины Ковалевой.
На сегодняшний день эти исследования являются одними из самых масштабных в мире, в них принимают участие школьники начальных и средних классов из разных стран. Основная цель мониторингов — определить уровень знаний детей, а заодно выяснить, в каком состоянии находится система образования в этом государстве. PIRLS проводится один раз в пять лет и исследует качество чтения и понимание прочитанного у учеников начальных классов. Российские школьники участвуют в этих тестах с 2001 года. Что касается TIMSS, этот мониторинг проходит один раз в четыре года, участвуют в нем четвероклассники и восьмиклассники, и с помощью него исследователи устанавливают качество математического и естественнонаучного образования. Ученики 8-х классов российских школ принимают участие в тестировании с 1995 года, а ученики начальных классов — с 2003 года.
Россия с начала участия в тестированиях входила в первую десятку стран с лучшими результатами, и этот раз не стал исключением.
По результатам TIMSS за 2011 год, российские четвероклассники заняли девятое место по математике, обогнав такие страны, как США, Нидерланды, Данию, Германию, Австрию и Швецию.
А российские восьмиклассники стали шестыми — после школьников из стран Тихоокеанского региона (Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг и Япония), оставив позади США и все страны Европы. По естественным наукам российские ученики начальных классов стали четвертыми, а восьмиклассники — седьмыми.
По результатам PIRLS же Россия оказалась второй после Гонконга (из 46 стран). По сравнению с прошлым мониторингом показатели математической грамотности российских учащихся восьмых классов стремительно выросли — на 27 позиций. Такого рывка не сделала ни одна страна, и эксперты связывают произошедшее с введением в России процедуры ЕГЭ. «Мы наблюдаем подъем уровня математической подготовки у учащихся 8-х классов. Среди всех стран у нас самый максимальный прирост по математике и один из самых серьезных положительных факторов — это введение ЕГЭ и ГИА», — отметила Галина Ковалева.
Но наряду с улучшением качества знания математики школьники из России стали гораздо хуже учить другие — в частности, литературу.
«У нас проблема с изучением литературы: количество часов не уменьшилось, но снизилась мотивация. Зачем изучать литературу и читать, если есть ЕГЭ по русскому и математике. Пока что эксперты предлагают прибавлять к ЕГЭ средний балл результата и учитывать учебные достижения школьников, но обсуждаются и другие способы. В любом случае нужно изучать мотивационную проблему и в системе итоговой аттестации учитывать этот аспект», — обрисовал перспективы Дмитрий Ливанов.
Кроме того, выяснилось, что Россия набирает баллы не за счет среднего стабильного уровня образования: сильные ученики показывают очень высокий уровень, но при этом слабых — больше половины.
Если говорить о математике и естествознании, то среди учеников 4-х классов 3% показали «самый низкий» уровень подготовки, 15% — «низкий» и 35% — «средний». У учеников восьмых классов ситуация еще хуже: 5% — «самый низкий», 17% — «низкий» и 31% — «средний» уровень подготовки. Высший уровень в первом случае продемонстрировали лишь 13%, а во втором — 14% учащихся. « Нам нужно вытаскивать этот хвост, у нас неуспевающих детей больше, чем в развитых странах», — заявил Болотов.
Напоследок было объявлено, что в российских школах еще и не прививают практических навыков по использованию полученных знаний.
Об этом говорят результаты еще одного международного образовательного мониторинга PISA (Programme for International Student Assessment). Тестирование проводится среди 15-летних школьников и оценивает не только наличие знаний, но и умение применить их на практике. К примеру, нужно не только решить пример, но и суметь подсчитать при помощи математических вычислений расход электричества за месяц, путь от дома до школы, проанализировать статистические данные и составить график или кривую. С этим у россиян возникают большие проблемы. По данным исследования за 2009 год, Россия попала в число стран с результатами ниже среднего уровня: по чтению российские ученики оказались на 42-м месте, по естествознанию — на 39-м, а по математике — на 38-м. При этом страны Тихоокеанского региона, которые год из года остаются лидерами в исследованиях PIRLS и TIMSS, становятся лидерами и в мониторинге PISA. Российские же школьники не могут применить на практике даже то, что знают хорошо.
Эксперты считают, что всему виной неправильные и морально устаревшие методики, которые до сих пор применяются в школах. «Мы не смогли переориентировать наш учебный процесс на то, чтобы не только сформировать хорошие знания, но и суметь их использовать и применить в различных ситуациях», — пояснила Ковалева. «Наши учебники перегружены фактами, но школьники не могут и не умеют применить их в жизни», — добавил Болотов.