В пятницу в Москву, в изолятор на Петровке, 38, были доставлены четверо фигурантов дела о хищении 3 млрд рублей, выделенных на строительство и ремонт объектов тепло- и водоснабжения Санкт-Петербурга. Накануне до поздней ночи следователи допрашивали подозреваемых в здании северо-западного управления МВД, а затем четверо из них были увезены в Москву, где допросы продолжатся. «Следователи Следственного департамента МВД России будут ходатайствовать об их аресте», — сообщили «Газете.Ru» в пресс-центре МВД. По предварительным данным, соответствующее ходатайство будет направлено в суд в субботу.
Всего по делу о хищениях полиция задержала семь человек, трое задержанных остаются в Петербурге под подпиской о невыезде.
Как сообщили в МВД России, в Москву этапированы владелец компании «Петроком» Андрей Кадкин (он наряду с Аркадием Ротенбергом также совладелец спортивного клуба дзюдо «Явара-Нева», почетным президентом которого является Владимир Путин), его заместитель Сергей Жуковский, бывший гендиректор ООО «Петроком» Алексей Муравьев, а также директор ГКУ «Управление заказчика» Константин Мосин. Данных об остальных фигурантах, оставшихся в Петербурге, пока нет. Пока также не ясна роль экс-председателя комитета по энергетике Олега Тришкина. Он возглавлял комитет в тот период, когда были совершены предполагаемые хищения. Сейчас Тришкин является директором НИИ энергетики. Сегодня утром он вышел на работу, но не дает никаких комментариев.
Председатель комитета по энергетике и инженерному обеспечению правительства Петербурга Владислав Петров, в доме у которого в четверг прошли обыски, оказался не подозреваемым, а свидетелем.
В его квартире была обнаружена крупная сумма денег — 18 млн рублей, $100 тыс. и 100 тыс. евро, сообщали ранее в МВД. При этом за прошлый год он заработал 1,48 млн рублей.
Кроме того, в пятницу в МВД сообщили, что в общей сложности по месту жительства и работы фигурантов проведено более 30 обысков. В том числе были вскрыты их сейфовые ячейки в банках. Всего оперативники изъяли около 25 миллионов рублей, 200 тыс. евро, и $100 тыс., а также документацию и электронные носители информации, «имеющие значение для дела», а также свидетельства о собственности на квартиры в элитных районах Санкт-Петербурга, загородную недвижимость и земельные участки. Входят ли в суммы, названные МВД, деньги, найденные в квартире Петрова, пока неясно.
В пятницу выяснилось, что Петров подал заявление об увольнении. Губернатор Георгий Полтавченко уже принял его отставку.
В пятницу губернатор прокомментировал обыски и задержания в системе ЖКХ. Губернатор назвал Петрова отличным специалистом, с приходом которого в комитет по энергетике ситуация значительно улучшилась. «Но незаменимых не бывает, — сказал Полтавченко. — Кто будет новым председателем комитета, пока не знаю, будем думать».
Губернатор отметил, что лично инициировал масштабную проверку работ по ремонту труб. Он заметил, что прорывы теплотрасс происходят там, где недавно был сделан ремонт.
Как оказалось, вместо новых комплектующих подрядчики использовали ржавый списанный хлам, причем действовали они, судя по всему, заодно с чиновниками. Чтобы собрать доказательства, следователям приходилось даже раскапывать землю и доставать трубы. Цифра в 3 млрд рублей, которые были в итоге похищены из бюджета Петербурга, была названа 29 ноября. На завершающем этапе операции из Москвы в Санкт-Петербург было командировано более 200 оперативных сотрудников, следователей и бойцов СОБР. Они провели 30 обысков, изъяли большое количество денежных средств, а также свидетельств о собственности на квартиры в элитных районах Санкт-Петербурга, загородную недвижимость и земельные участки. Было возбуждено уголовное дело по ст. 159 УК РФ (мошенничество), по делу в четверг было допрошено около десяти человек.
Полицейские установили, что хищения начались в 2010 году, когда ООО «Петроком» выиграло тендер на замену теплосетей, организованный ГКУ «Управление заказчика по строительству» (подконтрольное комитету по энергетике). Поставщиком труб для «Петрокома» стало ОАО «Руструбпром». Однако вместо новых труб для теплосетей в землю уложили списанные бэушные газовые трубы. ГКУ приняло работы. В МВД говорят, что по документам трубы проходили как новые, средства из бюджета за них перечисляли в полном объеме, а обналиченная при помощи фирм-однодневок разница оседала в карманах аферистов. Следователи считают, что участниками схемы были как чиновники комитета по энергетике, так и бизнесмены «Петрокома» и «Руструбпрома». Всего по этой схеме было проложено 600 км некондиционных труб.
Между тем компаний с названиями «Петроком» и «Руструбпром» в Петербурге больше нет. Они реорганизованы в результате слияния со своими же «дочками».
По данным «Газеты.Ru», это произошло за неделю до приезда в Петербург московской следственной бригады.
Не исключено, что таким образом фигуранты пытались замести следы. Но, судя по всему, о визите москвичей стало известно неким заинтересованным лицам, притом что операция организовывалась втайне от петербургских правоохранителей.
Кстати, сотрудники ГКУ «Управление заказчика» ранее уже фигурировали в коррупционных скандалах.
Тогда Константин Мосин, который теперь сам оказался фигурантом уголовного дела, рьяно защищал своих подчиненных, заявляя об оговоре и провокации.
В мае 2010 года петербуржское издание «Фонтанка» сообщило о том, что оперативники задержали начальника юридического отдела ГКУ Сергея Комарова. По версии правоохранителей, он получил 50 тыс. рублей от гендиректора компании «Гарантия-Сервис» за неприятие мер по факту неисполнения условий госконтракта. 20 мая по факту получения взятки было возбуждено уголовное дело, а Комарова отпустили под подписку о невыезде. В тот же день секретарь главы ГКУ Константина Мосина сообщила, что в тот день Комарова не было на рабочем месте, поскольку он находился в отпуске, а спустя несколько дней на сообщение отреагировал и сам Мосин, который прислал письмо в редакцию «Фонтанки».
Прежде всего, Мосин сообщил, что Комаров не является чиновником (сотрудники ГКУ при Смольном формально действительно не являются госслужащими), и подтвердил, что начальник юротдела находится в отпуске. По словам Мосина, описанный инцидент действительно имел место, но месяце ранее, 20 апреля.
В тот день, по версии Мосина, в кабинет Комарова зашёл высокопоставленный представитель ООО «Гарантия-сервис» и, «пользуясь тем, что юрист был занят работой с документами, подбросил в тумбочку некий пакет» и вышел из кабинета.
Заметив это, Комаров якобы направился за ним, чтобы потребовать объяснений, но при выходе из кабинета был остановлен оперативниками Управления по борьбе с налоговыми преступлениями ГУВД Петербурга и Ленобласти, которые и нашли в пакете 50 тыс. помеченных рублей. «Он не задерживался и никаких подписок о невыезде не давал», - подчеркнул в письме Мосин.
Загадочные действия представителя «Гарантии-Сервис» он объяснил провокацией. Якобы Комаров занимался расторжением контракта с компанией, которая не выполнила своих обязательств, и те решили таким образом отомстить.
Но уже днем позже источники в полиции заявили, что передач денег от гендиректора фирмы Комарову было аж восемь. В течение более полугода он якобы выплатил юристу в общей сложности более 540 тыс. рублей. На этот раз никакой реакции от Мосина не последовала. Пока судьба этого уголовного дела неизвестна.