Столичные власти готовы передавать в концессию объекты социальной сферы. Как сообщила журналистам во вторник заммэра Москвы по вопросам имущественно-земельных отношений Наталья Сергунина, четыре соответствующих пилотных проекта готовятся департаментом образования и еще один – департаментом здравоохранения.
Цель концессии между городом и частным бизнесом – минимизировать расходы бюджета и привлечь в эту сферу максимум инвестиций, пояснила Сергунина.
Законодательная база для привлечения частного капитала в социальную сферу есть, сообщила она. Концессионные соглашения между городом и частным бизнесом будут заключаться в соответствии с федеральным законом № 115 «О концессионных соглашениях» и принятым год назад в его развитие постановлением правительства Москвы. Уже есть и потенциальные инвесторы. По словам Сергуниной, это и имеющие целевые средства банки, и пенсионные фонды (как отечественные, так и иностранные), которые могут вкладывать деньги по концессионным соглашениям.
По словам заммэра, для строительства в рамках концессии детских садов городские власти предоставляют площадки, длительный срок концессии, градостроительный план земельного участка. Концессионер, со своей стороны, должен будет обеспечить в построенном им детсаду 20–30% мест для очередников района, платить за которых будет городской бюджет. Для пилотных проектов специально подобраны территории, на которых в настоящий момент нет очереди в дошкольные учреждения, отметила Сергунина. Это позволит избежать социальной напряженности. С другой стороны, город будет потенциально готов обеспечить местами очередников, если такие появятся.
Департаментом здравоохранения разрабатывается пилотный проект концессии в отношении модернизации ГКБ № 63 на улице Дурова.
Город готов передать эту больницу в управление частному капиталу на 49 лет. Критерии предстоящего конкурса включат в себя требования департамента по перечню оказываемых услуг, сумму средств, которую концессионер должен будет вложить в больничный комплекс, сроки реконструкции. Победитель получит право управлять больничным имуществом, зарабатывая на платных услугах, и возьмет на себя часть городского заказа, в том числе обслуживание пациентов по программе обязательного медицинского страхования (ОМС). При этом само имущество остается в собственности у города.
«Пока это первый пилотный проект, — уточнила Сергунина. – В дальнейшем посмотрим по всей системе здравоохранения. Задача эта долгая, и мы будем ее планово реализовывать».
О том, что государство не может и не должно лечить граждан самостоятельно, говорил еще экс-глава Минздравсоцразвития Михаил Зурабов, предлагавший сдавать в концессию «пустующие мощности лечебно-профилактических учреждений». Однако с момента принятия в 2005 году закона «О концессионных соглашениях» в стране было лишь несколько подобных случаев. В частности, был передан в концессию один из роддомов в Новосибирске и центр планирования семьи в Казани.
Чтобы «процесс пошел», дать ему импульс должна была именно Москва. Прежняя столичная администрация фактически саботировала приватизационные инициативы федерального центра, но с приходом к власти Сергея Собянина мэрия начала активно избавляться от обязательств по содержанию «лишнего» имущества. Дошла очередь и до социальной сферы.
В сентябре о необходимости серьезного привлечения частного капитала в такие «традиционно ориентированные на бюджет отрасли, как образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг», заявил глава столичного департамента экономической политики и развития Максим Решетников.
По его мнению, по удельной доле частных инвестиций в эту сферу Москва «сильно отстает от мировых городов». Заместитель мэра Москвы по социальному развитию Леонид Печатников также видит большой потенциал для привлечения в медицину частных инвестиций. По его словам, список больниц, предназначенных для передачи в концессию, пока не определен, но предложением уже заинтересовались девять инвесторов. Кому из них отдадут предпочтение, определит конкурс бизнес-планов.
Конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении ГКБ № 63 пока не объявлен, и его финальные критерии еще не определены. Согласно предварительной информации, речь идет о создании на базе больницы четырех медицинских комплексов: перинатального центра, центра интервенционной радиологии, ПЭТ-центра с производственным блоком по синтезу радиофармпрепаратов (циклотрон) для позитронно-эмиссионной томографии, а также реабилитационного центра.
О желании участвовать в конкурсе за право выступить создателем и оператором этих медицинских центров заявил Европейский медицинский центр (ЕМЦ). «Согласно закону о концессиях инвестор имеет право эксплуатировать созданные центры и вести коммерческую деятельность, — рассказал «Газете.Ru» генеральный директор ЕМЦ Артем Гапеев. – А город в результате реконструкции получает четыре современных высокотехнологических центра, услуги которых в ряде случаев являются абсолютно уникальными. Например, позитронно-эмиссионная томография (один из самых современных и перспективных методов раннего обнаружения онкологического процесса) или интервенционная радиология».
По словам Гапеева, концессия предусматривает, что существенная часть производственных мощностей будет ориентирована на пациентов с полисами ОМС, и расчеты будут происходить за эти услуги не по коммерческим тарифам, а по регулируемым тарифам ОМС и высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП). То есть по тем же тарифам, по которым идут расчеты с городскими больницами.
«Любой горожанин, имеющий полис ОМС, сможет воспользоваться услугами новых центров», — обещает потенциальный концессионер.
Вопрос о том, не будет ли такая форма частно-государственного партнерства существовать в ущерб бесплатной медицине, по его мнению, не корректен. «Никакой бесплатной медицины в природе не существует, — считает Гапеев. — Есть медицинские услуги, которые оплачиваются средствами ОМС или оказываются за счет бюджетных средств в рамках ВМП. Это каналы финансирования медицинской помощи в рамках государственных гарантий. Ошибочно это считается «бесплатной медициной». Как было указано выше, существенный объем производственных мощностей новых центров будет направлен именно на оказание помощи в рамках государственных гарантий. Речь идет приблизительно о 40% производственной мощности новых центров».
При этом, утверждает Гапеев, качество услуг, предоставляемых в клинике по ОМС, добровольному медицинскому страхованию (ДМС) и за наличный расчет не будет различаться между собой. По его словам, для лечебного учреждения нет разницы, кто платит: Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), частная страховая компания или пациент, а «порядок предоставления помощи и ее качество не может и не будет находиться в зависимости от источника финансирования».
Государственно-частное партнерство в медицине – это путь, по которому идет весь мир, считает председатель комиссии Мосгордумы по здравоохранению и охране общественного здоровья Людмила Стебенкова.
По ее словам, во многих странах вообще нет государственного здравоохранения. В частности, во Франции, «чья система здравоохранения признана одной из лучших в мире», власти заключают договоры с частными клиниками и платят им за предоставляемые услуги. «Главная идея этой политики: государство платит только за услугу и не несет бремени по содержанию зданий и помещений больниц, — рассказала Стебенкова. — У нас сегодня огромное количество учреждений здравоохранения, мы тратим колоссальные деньги на их содержания, и более того – плохо контролируем процесс их расходования. При этом у города нет достаточно средств, чтобы довести здравоохранение до приличного состояния. И если частный медцентр вложит деньги в ремонт и оборудование, вырастет общий уровень услуг, в том числе оказываемых по ОМС».
По мнению главы Лиги защитников пациентов Александра Саверского, концессия между здравоохранением Москвы и частным бизнесом – начало приватизации медицины.
По его словам, до сих пор частные клиники не стремились войти в систему ОМС из-за ее низких тарифов. Тем более, не будет бизнес делать ставку на работу по ОМС после того, как серьезно вложится в ремонт и модернизацию городской больницы. По мнению эксперта, у Москвы достаточно финансовых возможностей для того, чтобы самостоятельно содержать городские больницы на должном уровне. А отказ города от управления муниципальными медучреждениями – не что иное, как сворачивание бесплатной медицины и дополнительная возможность заработка для частного бизнеса. Если идея концессии получит в столице широкое распространение, у москвичей фактически не останется альтернативы частной медицине, считает эксперт.