13 сентября объявлено на Камчатке днем траура по погибшим в крушении самолета Ан-28. Вместе с тем камчатские врачи дали разрешение на транспортировку выживших в госпиталь Петропавловска-Камчатского. Днем в поселок Палана, рядом с которым произошло ЧП, прилетел самолет МЧС России, оборудованный специальными койками. На нем прибыли эксперты, члены комиссии Межгосударственного авиационного комитета, следователи Следственного комитета на транспорте и руководитель Росавиации Александр Нерадько, говорится в сообщении правительства Камчатского края. Обратно борт вылетел с пациентами. Он перевез трех человек: мужчину, женщину в тяжелом состоянии и находящегося в коме подростка.
«Дорогу раненые перенесли хорошо», — заявил министр специальных программ и по делам казачества Камчатского края Сергей Хабаров.
Еще один пострадавший отказался от перевозки, попросив оставить его в Палане. «Все необходимое для его лечения в окружной больнице есть», — сказал врио заместителя председателя правительства Камчатского края Сергей Пахомов.
Утром пациентов навестил губернатор края Владимир Илюхин. Оба выживших мужчины лежали на кроватях с забинтованными головами. У одного татуированная на предплечье рука была измазана зеленкой. У второго вся рука была в бинтах, на которых расплылось красное пятно. Они смогли сказать пару слов главе края.
Один из пострадавших — начальник пожарной части в Палане Владимир Шабалков — рассказал губернатору, что выжить удалось лишь тем, кого выбросило из самолета во время падения.
Все четверо выживших сидели в хвостовой части самолета. «Нам даже было видно, что высота небольшая, — пояснил губернатору Шабалков (видеозапись со встречи опубликовало РИА «Новости»). — Мы увидели под собой деревья. Потом пилоты взяли резко вверх, и мы по этим деревьям — и в сопку врезались». «Когда самолет падал, о дал крен на правую сторону. Оборвало крыло, фюзеляж сорвало. И нас — тех, кто сидел позади, — выбросило.
Вылетели вместе с креслами», — говорит Шабалков.
Катастрофа произошла днем 11 сентября. Самолет направлялся из Петропавловска-Камчатского в Палану и до места назначения не долетел 10 километров. Экипаж совершил вынужденную посадку на склоне горы Пятибратка. Из-за холмистой местности поисковые отряды не смогли быстро обнаружить машину, лежавшую на боку на склоне горы. Затем спасатели три часа пробирались к месту падения. В итоге раненым пришлось ждать помощи четыре часа. Погибли 10 человек, в том числе оба члена экипажа — командир воздушного судна Вячеслав Шпак и второй пилот Владимир Данченко.
Ранее в следственном управлении края выделили три основные версии ЧП — техническая неисправность, погодные условия и ошибка экипажа. Возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц).
Технические эксперты расценивают в качестве основной причины авиакатастрофы на Камчатке человеческий фактор, сообщил «Интерфаксу» источник в службах технического надзора Камчатского края.
«В качестве приоритетной версии рассматривается преждевременное снижение в сложных метеоусловиях», — сказал собеседник агентства.
Кроме того, несмотря на федеральные требования оборудовать до 1 октября 2012 года все самолеты такого типа системой предупреждения о столкновении с землей, разбившийся самолет такой системы не имел. «К 1 октября такая система должна была быть установлена на всех самолетах подобного типа, но 1 октября — это крайний срок, оборудовать должны были гораздо раньше, но, к сожалению, этот конкретный самолет такой системы не имел», — пояснил источник.
Из-за отсутствия системы предупреждения о столкновении с землей экипаж мог не заметить вовремя гору Пятибратка.
Представители правительства края заверили жителей Камчатки, что, несмотря на происшествие, нормальное авиасообщение с поселком Палана сохранится. Перевозить пассажиров в населенный пункт будут вертолетами Ми-8.
Вечером в четверг стало известно, что поисковые отряды обнаружили бортовые самописцы. «По предварительным данным, обнаружены оба бортовых самописца — речевой и параметрический, в ближайшее время они будут направлены на соответствующую экспертизу», — сообщил «Интерфаксу» в четверг источник в правоохранительных органах Паланы.