В пятницу стало известно, что Следственное управление на транспорте МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу возбудило несколько дней назад два уголовных дела по ч. 1 ст. 201 УК (злоупотребление полномочиями), максимальный срок лишения свободы — четыре года.
Фигурантами дела стали генеральный директор ОАО «Авиалинии Дагестана» Жабир Абакаров и бывший гендиректор компании Мирза Омариев.
Как сообщают в полиции, в ведомство обратился один из членов правительства Дагестана с просьбой выявить махинации в махачкалинском аэропорту, которым управляла принадлежащая Росимуществу авиакомпания «Авиалинии Дагестана». В начале года оперативники начали проверку его деятельности. Примечательно, что именно с начала года «Авиалинии Дагестана» прекратили свою деятельность по перевозке пассажиров. В декабре 2011 года Росавиация аннулировала сертификат эксплуатанта авиапредприятия. Из текста приказа следует, что такое решение принято «в связи с нарушением эксплуатантом установленных норм налета, рабочего времени и времени отдыха летных экипажей, невыполнением указаний уполномоченного органа в области гражданской авиации, данных в пределах его компетенции по устранению в установленный срок выявленных инспекционной проверкой недостатков, угрожающих безопасности полетов или авиационной безопасности, ухудшением основных производственных показателей и финансово-экономического состояния деятельности эксплуатанта, влияющих на безопасность полетов и права потребителей». Перевозку пассажиров из аэропорта Махачкалы с тех пор осуществляют несколько других авиакомпаний.
В результате проверки оперативники установили, что руководители «Авиалиний Дагестана» занимались махинациями с авиатопливом и нанесли ущерб в 231,5 млн рублей.
Как пояснил «Газете.Ru» источник в правоохранительных органах, гендиректоры использовали одну и ту же схему махинаций при закупке авиатоплива. Они создали фирмы, которые покупали керосин у нефтяных компаний, а затем продавали его «Авиалиниям Дагестана» по завышенной цене. Разницу злоумышленники «забирали себе в карман». По сообщению полиции, бывший гендиректор Омариев с января 2009-го по июль 2011 года таким образом присвоил себе 198,5 млн рублей. В 2011 году он был уволен, и на его место пришел Абакаров, который занялся тем же и с августа по декабрь 2011-го успел «заработать» более 33 млн рублей.
В полиции отмечают, что это не единственное дело, за которое придется отвечать руководителям авиакомпании. Проверки выявили и другие нарушения. Следователи обнаружили, что на авиапредприятии часто пропадали различные запчасти воздушных лайнеров. В частности, был продан двигатель самолета Ту-154, по этому факту возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК (мошенничество в особо крупном размере).
В каком статусе сейчас находятся подозреваемые, в полиции уточнить не смогли.
Известно, что с 2008 года авиакомпания имела регулярные судебные разбирательства с региональным управлением Федеральной антимонопольной службы.
В ФАС отмечают, что предприятие нарушало закон «О защите конкуренции». Так, в 2009 году в ведомство обратилось Управление специальной связи (УСС) по Республике Дагестан с жалобой на то, что «Авиалинии Дагестана» завышают тариф на перевозку: за один килограмм груза компания взимала 45 рублей вместо 33, определенных договором. В результате УСС переплатило почти 200 тыс. рублей.
В 2011 году жалобу на препятствия к доступу на работу в махачкалинском аэропорту написало ООО «Авиакомпания «Аэросервис». В результате «Авиалинии Дагестана» выплатили более 850 тысяч рублей штрафа. Были претензии и со стороны туристических компаний «Круиз» и «Изумруд». «Авиалинии Дагестана» заключили договор с турфирмой «Сириус» на предоставление мест для перевозки пассажиров (более 80%) по маршруту Махачкала — Стамбул — Махачкала. УФАС согласилось, что это ограничивает доступ на данный маршрут другим хозяйствующим субъектам: всех желающих попасть на рейс фактически вынуждали обращаться в «Сириус». Кроме того, после этой сделки цена авиабилета поднялась с 12 до 16 тысяч рублей.
В прошлом году Росимущество начало процесс передачи акций «Авиалиний Дагестана» в собственность республики. Был назначен открытый аукцион, цена лота составляла 790 млн рублей, но сделка не состоялась, так как никто не подал заявки. В ближайшее время власти Дагестана намерены включить ОАО «Авиалинии Дагестана» в перечень проектов приватизации. К 2015 году на условиях государственно-частного партнерства на реконструкцию и модернизацию имущества авиакомпании и развитие инфраструктуры аэропорта Махачкалы предполагается привлечь инвестиции в размере не менее 150 млн рублей. Скорее всего, аэропорт возьмет в управление компания Сулеймана Керимова «Нафта-Москва». По словам главы республики Магомедсалама Магомедова, с Керимовым уже есть соответствующее инвестиционное соглашение.
Проверки компании также проходили в 2010 году, но они никаких нарушений не выявили. Произошло это после того, как 4 декабря 2010 года в аэропорту Домодедово совершил аварийную посадку Ту-154, принадлежащий «Авиалиниям Дагестана». У самолета отказали все три двигателя через полчаса после вылета из аэропорта Внуково. Во время посадки борт выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и развалился на три части, врезавшись в небольшой холм. Из 160 пассажиров погибли два человека (мать члена Конституционного суда Гадиса Гаджиева и брат президента Республики Дагестан, гендиректор ОАО «Денеб» Гаджимурад Магомедов).
«Авиалинии Дагестана» были созданы в 1927 году. В настоящее время авиапарк включает 11 воздушных судов: три самолета Ту-154М, самолет Ту-154Б-2, два самолета Ту-134Б, самолет Ан-24РВ, вертолеты Ми-8 и Ми-8МТВ.