Окружной судья американского города Линчбург в штате Теннесси в четверг постановил, что приемная мать девятилетнего россиянина Артема Савельева должна заплатить более $150 тысяч в качестве различных компенсаций и оплаты судебных издержек, сообщил сайт NewsChannel5.com. Мальчик был усыновлен медсестрой из Теннесси Торри Хансен, которая в апреле 2010 года посадила семилетнего ребенка на самолет и отправила одного в Россию, написав в прилагавшейся записке, что отказывается от него.
Иск против Хансен подали в июле 2011 года представители международного агентства WACAP, которое предлагает американским семьям усыновить детей из разных стран. При посредничестве именно этого агентства Савельев был усыновлен и переехал в США. После скандала с мальчиком российские власти ввели мораторий на усыновление гражданами США детей из России. Агентство, подавая иск против приемной матери, заявило, что она нарушила контракт, в частности, не исполняла обязательства по содержанию ребенка.
В марте этого года судья в штате Теннесси признал, что Хансен несет ответственность за усыновленного мальчика.
Тогда судья не стал определять размер компенсации, но по американским законам алименты составляют 30% от доходов гражданина. Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов рассказал «Газете.Ru», что ежемесячный доход Хансен составляет $4 тыс. Заседания по делу постоянно переносились, так как обвиняемая так и не явилась на процесс. Медсестра писала судье, что больше не живет в Теннесси, а переехала в Калифорнию, но судья все-таки решил исключить ее из дальнейших слушаний и решение вынес в ее отсутствие. В четверг судья определил размер компенсации.
Теперь Хансен должна заплатить мальчику единовременно $58 тыс., агентству по усыновлению — $29 тыс. и еще $63 тыс. — государству за судебные издержки. Также до совершеннолетия ребенка она обязана выплачивать алименты по $1 тыс. в месяц.
Павел Астахов считает судебное решение справедливым и объективным. «Создав совместно с американским правосудием столь важный прецедент, мы и в будущем не допустим нарушения прав наших детей в иностранных семьях», — написал он в своем Twitter. По его мнению, «где бы ни находился принятый на воспитание в иностранную семью российский ребенок, ему должна быть обеспечена благополучная, полноценная жизнь и содержание».
В апреле 2010 года семилетний Артем Савельев прилетел в Москву самолетом из Вашингтона.
При мальчике, который прибыл один, был только рюкзак с бельем, российский паспорт с американской визой и письмо в Министерство образования РФ с извещением об аннулировании усыновления.
Хансен сообщала в письме, что отказывается от Артема, поскольку мальчик неуравновешен, жесток и у него серьезные психопатические проблемы в поведении. Она утверждала, что сотрудники российского детского дома лгали ей относительно «психической стабильности» ребенка.
Сейчас Савельев проживает в подмосковной «Детской деревне-SOS» — детском доме с профессиональными приемными матерями. Сейчас у него три «брата» и две «сестрички», а также четыре толстые кошки. Мамой для «летающего мальчика» стала 56-летняя Вера Егорова, работающая в детской деревне с 1996 года. Она утверждает, что никаких психических расстройств у ребенка нет.